Сейчас стратегическими сессиями называют все, что угодно. Но не каждая рабочая встреча является сессией, и не каждая сессия является стратегической. Например, если вы проводите рабочую встречу или совещание по какому-либо нетривиальному вопросу, но при этом не используете методы фасилитации, то это не сессия. Если же вы проводите сессию, скажем, по оптимизации бизнес-процессов или организационной структуры, то это не стратегическая сессия. Это командная сессия, которую можно назвать управленческой или рабочей. А вот стратегическая сессия — это командная сессия именно по выработке стратегии компании и/или разработке стратегического плана для её реализации. Соответственно, есть два основных типа стратегических сессий — по разработке стратегии и по трансляции стратегии. Возможны сочетания.
Кроме того, важно понимать, что стратегическая сессия — это не радостное событие, а сложный проект, требующий тщательной и длительной подготовки (от нескольких недель до нескольких месяцев) и напряжённой работы участников непосредственно на сессии. Причём, эта работа организована с помощью специальной технологии и инструментов фасилитации, обеспечивающих максимальную вовлеченность и креативность всех участников и, как следствие, максимальное качество стратегических решений. Вместе с тем, на сессии применяются разнообразные методы выработки стратегии. Выбор и использование инструментария для проведения сессии — это работа профессионального консультанта-фасилитатора. Без него своими силами провести сессию крайне сложно.
Какие вопросы выносят на стратегическую сессию? Самые разные. Но так или иначе все они связаны с разработкой или реализацией стратегии компании. Базовая стратегическая сессия (в моей версии) обычно включает решение следующих задач:
1. Анализ состояния и тенденций развития предприятия, рынка, отрасли и макроокружения организации, выявление возможностей и угроз.
2. Разработка миссии и системы ценностей предприятия.
3. Формирование стратегического видения (образа желаемого будущего) компании на 10–15 и более лет: стратегические вызовы, масштаб бизнеса, конкурентный облик, стратегические изменения.
4. Разработка корпоративной стратегии: виды деятельности, продукты, клиенты, регионы.
5. Разработка конкурентной стратегии: фокус конкуренции, ценностное предложение, уникальное торговое предложение.
6. Разработка коммерческой стратегии: каналы продаж, взаимодействие с клиентами, партнёры и поставщики.
7. Разработка стратегии развития: персонал, материальная инфраструктура, технологическая платформа, нематериальные ресурсы.
8. Разработка стратегической карты предприятия: финансовые цели, рыночные цели, процессные цели, цели по развитию.
9. Разработка стратегической "приборной панели".
10. Формирование программ и проектов развития компании.
Конечно, задач может быть много, а времени мало. Поэтому содержание сессии всегда тщательно согласуем с заказчиком и выбираем самое главное. Продолжительность сессии, как правило, 2–3 дня. Хотя в своей практике мне приходилось проводить сессии и по 5 дней. Но это очень тяжело, как для ведущего, так и для участников. Три дня — это разумный максимум. Оптимальная численность группы — 12–16 человек, но возможны варианты.
Но с окончанием сессии проект не заканчивается. Начинается самое сложное — реализация! Для этого необходимо создать стратегический совет, разработать бюджеты и планы проектов по развитию, запустить эти проекты, научиться считать и вести учёт стратегических показателей предприятия… Впрочем, это уже совсем другая история. Желаю успеха!