В данной статье хочется раскрыть тему доверия — как основы гармоничных отношений, эффективных коммуникаций, сотрудничества, партнёрства и достижения результатов и удовлетворённости в бизнесе и жизни.
Данный материал был подготовлен Центром консалтинга и коучинга "Личность и бизнес", и на его основе проведён онлайн — семинар для предпринимателей, руководителей и собственников бизнеса, в рамках сотрудничества Центра с Городским Центром Развития Предпринимательства Мэрии Новосибирска:
Все мы задаёмся вопросами установления и поддержания доверительных отношений, как для успешного решения бизнес-задач, так и для развития личных целей.
Ни для кого не секрет, что основой личного и профессионального успеха является формирование базового доверия к миру, к себе и к другим.
Как этого достичь?
Это целый путь, длиною в жизнь. Наш прожитый опыт очень ценен, поскольку мы своим неосознанным, а затем и осознанным поведением достигаем значимых результатов в работе, отношениях и др.
Мы выявляем ошибки, которые допускали в формировании доверия к миру, себе, другим по незнанию, глупости, заблуждению, иллюзиям и т.п., которые учат нас действовать по-новому.
Ведь самые хорошие взаимоотношения с бизнес-партнёрами, друзьями, коллегами, любимыми строятся на доверии и уважении, что влияет в конечном итоге на успех в бизнесе и удовлетворённость качеством жизни в целом.
Доверие — это преимущественно положительное отношение человека к себе, людям, событиям, явлениям в мире и ожидание от них такого же положительного отношения в ответ.
Все люди без исключения склонны верить и полагаться на авторитетное мнение экспертов, учёных, практиков, мастеров, гуру и др.
При этом людям важно чувствовать, ощущать, понимать надёжность, честность, искренность и добросовестность этих людей, а также быть уверенными в предсказуемости их поведения в определённых ситуациях определённым образом.
Есть такие люди, которые автоматически вызывают доверие к себе. В большинстве случаев это связано с природным даром, а также с умением хорошо слушать и слышать, проявлять искренний интерес, умело использовать различные тоны голоса, невербально, то есть без слов транслировать поддержку собеседнику. С таким человеком чувствуешь, что тебе становится легче.
Степень развития базового доверия у всех разная, поэтому старт у всех — свой, и работы над собой непочатый край. ВЫ же не в сказку попали? Где все легко и просто. Всем хочется обрести настоящее счастье.
Истина в том, что все люди сильные, могут справиться с любой задачей, но только в том случае, если примут факт — все в жизни зависит от них самих.
Собственная мотивация и система ценностей помогает поддержать себя на пути изменений.
Поэтому ключевыми задачами любого успешного человека является саморазвитие, самопознание, укрепление своего характера, собственное психологическое благополучие, формирование своего внутреннего ресурса, позволяющего в моменте принимать взвешенные, точные решения.
Целостность личности позволяет устанавливать и развивать качественные доверительные отношения с другими — коллегами, партнёрами, руководством и др.
Какие существуют способы установления и поддержания доверия?
- Общайтесь свободно и открыто;
- Показывайте и проявляйте искренний интерес, свои эмоции;
- Интересуйтесь состоянием и чувствами других людей;
- Умейте признавать свои ошибки;
- Старайтесь слушать партнёра внимательно, обращать внимание
- на невербальное поведение;
- Ведите диалог, а не только говорите сами;
- Решайте конфликтные ситуации оперативно;
- Будьте примером для подражания.
Хочется затронуть важный аспект для понимания базовой основы доверия — это эмоциональная сфера доверия и рациональные критерии.
Доверие относится к эмоциональной сфере психики человека. Доверие, как форма веры, основана на внутреннем ощущении, чаще всего интуитивном.
Именно поэтому рациональные критерии чему или кому можно доверять — индивидуальны, не ясны, размыты.
Тогда напрашивается вывод — если эмоциональная сфера у человека не развита, то человек сам создаёт большие препятствия для успешной самореализации и достижения личных успехов будь то в финансовой сфере, в карьере, или в личных отношениях, с детьми и др.
Это выражается, например, в страхе публично выступать, проявлять инициативу, быть в центре внимания, смело выражать себя-настоящего, т.к. воспринимается как опасность.
Это может быть связано со сложностями с адаптацией в новой среде, так как она изначально представляется враждебной и недружелюбной, или в разрыве отношений с близкими, из-за неумения распознавать их эмоции чувства и др.
Страхи "парализуют" стремление двигаться вперёд создают эмоциональный "стопор", не давая сделать шаг.
Бывает что вы ощущаете, что может быть подвох — и тогда вы слишком озабочены результатом, процессом, у вас появляется подозрительность, скептичность, излишнюю осторожность, пессимизм, саботаж и др.
Осознавая это, вы уже можете многое сделать.
Например, зная, что вы подозрительны и придирчивы к людям, спросите себя — "Какова реальная причина моим подозрениям?
Очень полезно поразмышлять над вопросами:
Хотел бы я иметь такого друга, как я? Или делового партнёра?
Остановимся на основных принципах, на которых базируется доверие.
- Фокус на других.
- Сотрудничество.
- Долгосрочные отношения.
- Честность.
- Последовательность в словах и поступках.
- Пунктуальность.
Благодаря многочисленному опыту взаимодействия с людьми, можно выявить основные убеждения и ограничения, приводящие к фиаско.
Доверие является ключевым фактором успеха. Мы обретаем доверие в тот момент, когда наши слова подкрепляются поступками.
При этом в своих действиях мы опираемся на убеждения, исходя из собственных жизненных ценностей. Если человек не осознает и не обладает таковыми, то он вряд ли сможет вызвать доверие у окружающих.
Таким образом, очень важно выявлять свои ценности, и научиться их конструктивно транслировать другим.
Поведенческие ограничения, встающие на пути к установлению и поддержанию доверительных отношений:
- Допущение манипуляций, злоупотребление доверием;
- Допущение нарушения границ;
- Сверхконтроль (доверяй, но проверяй);
- Завышенная требовательность, дотошность, перфекционизм;
- Допущение вранья/нечестности и оправдания для самозащиты;
- Шантаж, давление, введение в заблуждение и др.
Рекомендации, как не потерять доверие:
- соблюдать договорённости;
- действовать предсказуемо;
- выражать себя понятно, чётко и ясно;
- выявлять и оправдывать ожидания;
- своевременное информирование об изменениях, влияющих на сотрудничество;
- придерживаться этики и деловых стандартов поведения.
Доверие восстанавливается только делами, а не словами и обещаниями.
Хочется подчеркнуть, что эффективность работы сотрудника во многом зависит от того, доверяет ли он профессионализму своего босса. Это так называемое доверие на основе компетентности.
- Доверие растёт, если руководитель честен и справедлив со своими подчинёнными.
- Доверие подчинённых легко потерять, если руководитель допускает неэтичность, непоследовательность в своём поведении.
- Доверие в команде растёт, когда достигаются совместные положительные результаты в бизнесе.
- Хотите, чтобы вам доверяли — доверяйте сами!
"Доверие — это компетенции и хороший характер", — Стивен Кови.