В статье рассматриваются представления об эмоциональном интеллекте, который становится все более важным в условиях экономики знаний. Современный менеджер должен быть лидером, который способен идентифицировать и эффективно управлять не только своими собственными эмоциями, но и эмоциями других людей, потому что эмоциональный интеллект оказывает положительное влияние на эффективность деятельности.
Термин "эмоциональный интеллект" появился в зарубежной психологии, он был введён в 1995 году социологом Дэниэлем Големаном. Изначально под "эмоциональным интеллектом" понимали способности перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Позже специалисты разработали инструменты для оценки эмоционального потенциала. Многие руководители до сих пор не видят прямой рациональной зависимости успешного развития карьеры от умения управлять своими эмоциями. Успешные руководители, конечно, управляют своими эмоциями и эмоциями своих подчинённых, но делают это скорее неосознанно.
Честность по отношению к собственным чувствам порождает позитивное мышление и огонёк в глазах. Этот огонёк становится харизмой. Окружающие тянуться к такому человеку, хотят с ним работать. Хотя сотрудников чаще нанимают вначале ради их профессиональных компетенций, но на более высоких уровнях организационного развития именно эмоциональный потенциал отличает успешную карьеру от карьерного застоя.
Высокий интерес к эмоциональному интеллекту не случаен.
Эмоции — это наш внутренний ресурс, который можно и нужно использовать для повышения эффективности.
Исследования показывают, что эмоциональные состояния напрямую влияют на интеллектуальные способности. Например, огорчение способно уменьшить нашу продуктивность на 15–30%. В эмоции грусти и печали человек не способен верно определить эмоциональные состояния других, что негативно отражается в вопросах коммуникаций — особенно при переговорах и продажах. Это ухудшает показатели бизнеса.
Уровень развития эмоционального интеллекта напрямую влияет на принятие решений, эффективность и результативность работы. Соответственно, и на результаты в построении карьеры, отношения с окружающим миром и общую удовлетворённость жизнью.
Возможны три этапа развития эмоционального интеллекта.
Первый — это познание самого себя. "Подчинение корпоративным правилам часто стирает различие между собственными чувствами и тем, чего ожидают от человека коллеги по работе. Как результат — верх берет "ложное я", этакая карикатура на некоего "хорошего служащего". Это "ложное я" похоже на мужчину, который, примеряя в магазине новый костюм, спрашивает у жены: "Как ты думаешь, дорогая, мне бы он понравился?" — пишет в своей книге "Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта" профессор де Врис.
Именно с освоения первого уровня — уровня распознавания собственных эмоций — и начинается ваш EQ. Чем точнее вы способны распознавать свои эмоции, а также понимать то, какой эффект с точки зрения созидания/разрушения бизнеса, карьеры и семьи или моделирования личных целей ваши эмоции создают, чем точнее вы это будете понимать, тем более эффективными вы сможете стать.
Второй уровень: управление своими эмоциями
Очевидно, что недостаточно понимать свои эмоции, важно уметь их трансформировать в интересах дела. Очень важно уметь преобразовывать эмоции из разрушительных и нейтральных в созидательные, то есть способствующие достижению необходимых вам целей — в том числе через взаимодействие с другими людьми. Но начинать необходимо с себя. Например, это значит: если вы вынуждены из чувства долга с отрицательными эмоциями делать нечто — то вероятность получения необходимого результата с минимальными затратами нервов и ресурсов практически невозможна.
Очень легко это можно проследить в ситуации, когда человек в нервном состоянии пытается выполнить какую-либо работу, а у него зависает компьютер или перестаёт нормально работать какая-либо оргтехника. Это свидетельство того, что, например, эмоциональное раздражение формирует неблагоприятный энергетический фон, препятствующий получению необходимого результата в минимальные сроки. Именно поэтому эмоциональный настрой настолько важен при выполнении сложных, точных и высоко ответственных дел. Есть такая пословица: "Утро вечера мудренее". Но как вы понимаете — она актуальна не для всех, а только для тех, кто не может созидательно настроить свои эмоции вечером. Мне знакомы люди, у которых пик концентрации, как правило, приходиться на поздние часы.
Следующий шаг в развитии эмоционального интеллекта — это умение управлять своими чувствами и эмоциями. Лидеры, неправильно управляющие своими эмоциями, создают каскадный эффект, достигающий самых низших уровней организации. В одной восточной мудрости сказано: "Если в порыве злобы вы ударите по камню, вы повредите свою же ногу". Но это вовсе не означает тотальной сдержанности и замкнутости. Успешный лидер умеет в равной степени произносить эмоциональные речи и устраивать разнос своим подчинённым. Но при этом он также должен быть готов воспринимать проявление различных, в том числе отрицательных, эмоций со стороны своей команды. Однако чувствовать команду многим руководителям мешает сконцентрированность на самом себе. Со временем и опытом у руководителей вырабатывается способность сверять чувства окружающих с некими общими эмоциями, которые, как у большого организма, есть в каждой организации.
Человек с высокоразвитым эмоциональным интеллектом знает, какую энергию даёт каждая эмоция и каким образом её лучше использовать. Он понимает, какие эмоции для его деятельности эффективны, а какие нет. Способен осознанно использовать энергию эмоций для решения стоящих перед ним задач. Что помогает быть более эффективным и быстрее продвигаться по карьере.
Научные исследования показывают, что чем лучше человек осознает свои эмоции и эмоции других, понимает причины их возникновения, тем больше у него информации для принятия решений. Таким образом он более эффективен в своей деятельности. Так что, если вы хотите продвигаться по карьерной лестнице — эмоциональный интеллект одна из ведущих способностей, которую необходимо развивать.
Практические советы по развитию эмоционального интеллекта
Советов по тому, как повысить эмоциональный интеллект, — великое множество. Главный секрет — в целенаправленной комплексной работе над различными сторонами личности. Что же касается более конкретных рекомендаций и вариантов упражнений, обобщили их в рамках пяти групп.
Невербальная коммуникация
В первую очередь, обращайте больше внимания на поведение других людей и особенно на исходящие от них невербальные сигналы. Мы часто игнорируем их, потому что полагаемся на слова или потому что нам проще не задумываться о таких "мелочах". Однако невербальные сигналы правдивее и точнее, чем произносимые фразы. Существует большое количество литературы, где объясняется, что скрывается за теми или иными невербальными сигналами и как научиться их читать. Рекомендация: книга Джо Наварро и Марвина Карлинса "Я вижу, что вы думаете", а также книги Пола Экмана.
Очень хорошо упражняться на фильмах и сериалах с выключенным звуком. Посмотрите сцены, сюжет которых вы не знаете, и попробуйте понять настроения героев, какие отношения между ними и т.д. Единственное условие — фильм/сериал должны быть качественными в плане актёрской игры.
Собственный язык тела
Невербалика полезна и с той точки зрения, что позволит вам должным образом интерпретировать и контролировать собственные жесты. Особенное внимание обращайте на вашу позу и на то, как вы двигаетесь. Во-первых, исследования доказывают, что не только состояние/настроение определяют жесты, позу и т.д., но и поза, жесты и т.д. определяют настроение. Так, выпрямленная спина придаст уверенности в себе, а если вы улыбнётесь себе в зеркале, то хотя бы немного поднимете себе настроение. Во-вторых, нужные невербальные сигналы помогут вам чётче донести до собеседников произнесённое или непроизнесенное послание.
Используйте вещи, которые способны повлиять на ваше эмоциональное состояние или поведение. Если красный лак или дорогие запонки повышают вашу самооценку, заставляют вас чувствовать увереннее в себе, используйте их. У каждого человека такие предметы свои: белье, определённый парфюм, портмоне, серьги и т.д. Совершенно не важно, что это, главное, чтобы это действовало.
Коммуникация
Если вы считаете, что у вас слабо развиты вербальные коммуникативные навыки, то не упускайте случая наладить коммуникацию со всеми, кто не против с вами пообщаться. Такие навыки нарабатываются только практикой, но важно не перебарщивать, особенно поначалу. Некоторые считают, что лучший способ научиться плавать — прыгнуть с лодки в реку. Аналогично есть и те, кто придерживается следующей точки зрения: чтобы научиться общаться, нужно идти в консультанты — и общаться. Возможно, для кого-то этот подход и верен, но не для всех. Напротив, некоторых неизбежные в начале пути неудачи могут загнать в раковину ещё глубже. Таким людям стоит расширять круг коммуникаций активно, но аккуратно. Вместе с тем обратная ситуация — слишком медленный "выход в свет" — приведёт к слишком медленному прогрессу.
Особенности мышления
Среди других, связанных с формированием эмоционального интеллекта, аспектов выделим умение отказывать в просьбах и делегировать задачи, а также способность не зацикливаться на проблемах и стараться воспринимать неудачу как обратную связь, пространство для совершенствования и новых возможностей.
Например, почаще вспоминайте, что вы не можете изменить прошлое, а значит, вместо того чтобы думать снова и снова о том, что надо было бы сделать в той или иной ситуации, думайте о том, что сделать сейчас и как можно улучшить будущее. Также помните, что в принципе вы ничего никому не должны, а значит, не обязаны всем отвечать согласием, даже если кому-то это причинит те или иные неудобства. Как парадоксально это не прозвучит, но умение отказывать — это тоже навык, и ему можно научиться. После пары отказов вы поймёте, что мир не переворачивается, когда вы говорите: "Нет, я не могу". Если вы чувствуете вину или угрызения совести, то помните, что через какое-то время пройдёт и это. Таким образом, после нескольких "упражнений" вы поймёте, что отказывать — это нормально.
Человеку с развитым EQ свойственна эмпатия, однако такие личности скорее манипулируют сами, чем поддаются на манипуляции. Главное, они точно определяют манипуляторов и сами решают, поддаваться их уловкам или нет. Если вы чувствуете, что кто-то пытается вами манипулировать, воспользуйтесь старым, но эффективным приёмом: представьте данного человека с мусорным ведром на голове. Это изменит ваше отношение к собеседнику, а следовательно — и реакцию на его слова и просьбы. Такой приём пригодится и в других ситуациях.
Эмоции
Ещё одно направление — работа над собственными эмоциями. Чтобы научиться их контролировать, важно знать, что конкретно вы контролируете. Наблюдайте за собой — какие события какие чувства вызывают; какие эмоции мешают сосредоточиться, а какие придают работоспособности; какими управлять легко, а какими нет. Не сердитесь на свои реакции, не отрицайте их, не подавляйте, не осуждайте себя и, главное, не врите себе: если вы будете делать все вышеперечисленное, то не сможете управлять ими. Вы чувствуете то, что вы чувствуете, но у всех чувств есть причина. Важно понять её — и тогда вы сможете корректировать эмоции.
Также проследите, что помогает вам нивелировать негативные эмоции и увеличить эффект позитивных. Например, если вы знаете, что перед важными событиями на вас накатывает паника, подумайте, как уменьшить её или совсем от неё избавиться. Некоторым надо поделиться проблемой с другими, обговорить детали выступления, услышать ободряющие слова; другим же, напротив, не стоит накручивать себя. Определите, что помогает вам в каждом конкретном случае — и используйте это.
И в заключение ещё один полезный совет. Повышая и развивая эмоциональный интеллект, очень важно оставаться тем, кто вы есть, и не пытаться становиться кем-то другим. Цель повышения уровня EQ — самосовершенствование, то есть совершенствование себя, а не попытка надеть на себя чужую маску и ходить в ней.