Тимбилдинг: целесообразность, результаты и перспективы командообразующих тренинг
Что это такое?
Понятие "тимбилдинг" на слуху у каждого работающего человека, но если задать наводящие вопросы, то многие ограничатся лишь определением — "времяпрепровождение коллег в неформальной обстановке". И они будут правы, но лишь отчасти.
В этой статье мы рассмотрим, что же такое на самом деле тимбилдинг, кому и зачем он нужен и почему он действительно важен.
Командообразование: основные принципы создания и сплочения команд.
Команда. Если начать с термина, то под словом "команда" скрывается определённая группа людей, которые при использовании различных навыков способны коллективно решать поставленные перед группой задачи. На первый взгляд, ничего сложного в этом нет, позови людей, которые обладают нужными умениями, и команда готова! Но на практике создание сплочённой и эффективной команды — дело сложное, целая наука, которой овладеть достаточно непросто. В каждом процессе есть свои тонкости, особенности и правила, командообразование не является исключением. Об этом и пойдёт речь.
На сегодняшний день командообразование признано одним из более эффективных инструментов, который помогает отдельным личностям и целым организациям добиваться желаемых результатов. Каждая развивающаяся компания обращает внимание на этот вопрос, однако не каждая уделяет его изучению должное внимание. Это основная причина отсутствия изменений или ухудшения ситуации. Когда стоит задача создания и сплочения команды, главное — обратить внимание на такие моменты, как скорость психологической адаптации сотрудников, их потенциальные возможности, взаимопонимание между ними, умение работать коллективно на единую цель, а также наличие общей мотивации. Работа команды должна координироваться таким образом, чтобы вероятность появления взаимного доверия, раскрытия возможностей каждого и мотивировки была максимальной.
Для достижения хороших результатов требуется профессиональный подход, знакомство с формами командообразования и правильное использование главных принципов. К основным формам образования и сплочения команд относят различные корпоративные мероприятия (обучающие, спортивные, развлекательные, интеллектуальные и другие). А о принципах требуется рассказать более подробно.
Принципы командообразования могут меняться или быть дополнены новыми. Все зависит от требований к команде. Но основные принципы всегда неизменны. К ним относятся:
- Формирование целей.
- Командное выполнение задачи.
- Индивидуальная ответственность перед командой.
- Стимуляция.
- Профессиональный рост.
- Креативность.
- Продуктивность.
Проанализируем отдельно каждый принцип:
Формирование целей.
Формирование целей — очень важный и практически основополагающий принцип. Его особенность состоит в коллективности цели. Любые поставленные в индивидуальном порядке задачи должны вести к решению общей. По мнению специалистов, лучше всего ставить конкретные, не требующие дополнительных разъяснений задачи. Их выполнение гарантирует максимально эффективное выполнение, облегчение общения и минимизацию конфликтов.
Конкретные задачи позволяют сконцентрироваться на выполнении определённых действий и поиске результативных способов для достижения результата. Каждый в команде осознает лично его ценность для остальных, ощущает себя частью целого, проникается доверием. Стирается значение статуса и должности, что в общем способствует улучшению командного взаимодействия.
Командное выполнение задачи.
Основная цель создания и сплочения команды — добиться тесного и плодотворного сотрудничества всех её членов вместе, а не каждого в индивидуальном порядке. Все задачи должны решаться коллективно. Командная работа обязывает присматриваться к особенностям друг друга, учиться подстраиваться под коллектив.
Процесс командной работы порождает мощный всплеск энергии. В этом случае результат действий человека в команде в разы превосходит результат его индивидуальной деятельности в том же направлении. Командная работа также побуждает к совместным обсуждениям выполнения задач и достижения цели. А это является основой для появления новых идей и лучших решений.
Индивидуальная ответственность перед командой.
Каждый в команде должен осознавать, что именно от его личного вклада зависит общий командный результат. Этот фактор повышает серьёзность и ответственность при выполнении отдельного задания. При таком подходе увеличивается вероятность успешной реализации проекта, каждый будет максимально задействовать все свои навыки и умения. Также не отменяется значение фактора соперничества. Никто не хочет быть проигравшим или рисковать размером поощрения или членством в команде.
Стимуляция.
Стимуляция и поощрения также являются непременной составляющей командной работы. При выборе необходимо учесть, с какой сферой связана деятельность группы. Для команды, решающей задачи производственного характера, лучшей формой стимулирования и поощрения станет денежная компенсация, но не забывайте про признание приложенных усилий и моральную удовлетворённость. Для интеллектуалов наилучшей формой стимулирования станут такие факторы, как карьерный рост, престиж, всеобщее признание и прочее, так как деньги для таких людей второстепенны.
Профессиональный рост.
К какой бы сфере не относилась командная деятельность, желательно направить её на повышение показателей и групповой работы команды, и индивидуальных каждого её участника. Только растущая в профессиональном плане команда способная быстро достигать цели, улучшать результаты и переходить на следующий уровень. Следует продумать способы для демонстрации членам команды их роста, такие как тесты, испытания, баллы и прочее. Чувство состоятельности и видимый прогресс придадут команде сил для скорейшего достижения цели.
Креативность.
Это вспомогательный принцип. Если деятельность команды связана с производством, а стимулом служит материальное вознаграждение, креативность не совсем для неё. Но если целью команды является интеллектуальный продукт, а мотивирующими факторами — престиж и карьера, креативность сыграет ключевую роль.
Продуктивность.
Продуктивность функционирования команды зависит от продолжительности её существования. От этого сильно зависит эффективность и успешность её работы, так как в сплочённом коллективе сработанность и профессионализм стремятся к максимуму.
Однако, многие команды создаются стихийно, особенно команды с производственными целями. Интеллектуальные группы создаются, как правило, для решения более долгосрочных задач и на более продолжительное время. Не забывайте о перспективе, выстраивайте процесс командообразования, анализируя особенности команды.
Зачем это нужно?
Человек был и остаётся основным ресурсом любого бизнеса. Использовать этот ресурс максимально эффективно — задача каждого руководителя. Но человек — система сложная. Мало того что на рабочем месте он выстраивает целых две линии взаимоотношений: рабочую и личностную, так ещё на его деятельность оказывает влияние уйма посторонних факторов, которые никак не связанны с его интеллектуальными возможностями. Если нет у сотрудника ораторского таланта, имей он хоть семь пядей во лбу, от его выступлений на публике толку будет немного.
Руководитель, как построитель команды, должен учитывать возможности и потенциал каждого, и для того, чтобы найти индивидуальный подход и выяснить, кто есть кто, существует тимбилдинг. Для сотрудников же — это способ определить своё место в коллективе, проявить личные качества и лучше узнать своих коллег. Обратиться с вопросом всегда проще к Маше, которая печёт вкусные торты, чем к Марии Ивановне, начальнице отдела кадров.
Кому это нужно?
Не имеет значения, какого рода бизнес ведёт компания, слаженная работа коллектива — главный двигатель в достижении конечных целей предприятия. Каким компаниям нужен тимбилдинг? Каждой, у которой этот двигатель барахлит, и каждой, которая желает это предотвратить.
В качестве практической рекомендации приведём пример упражнения, которое можно устроить для своего коллектива
"Шерстяной тимбилдинг"
Это уже достаточно популярная вещь в России и, по сути, не отдельный тренинг, а интерактивная пятнадцатиминутка, которую очень легко организовать.
В ходе такого "шерстяного" мероприятия его ведущий достаёт из кармана клубок шерсти и наглядно демонстрирует с его помощью схему создания прочных и доверительных связей между коллегами и вообще людьми.
Этот клубок он перекидывает одному из участников, создав тем самым первую коммуникацию. Оставляя нить в руках, участник перекидывает клубок дальше. Всем остальным так же раздаются клубки, процесс идёт — и постепенно весь зал накрывается шерстяным покрывалом.
Во-первых, это красивое зрелище. Во-вторых, все раскрепощаются и веселятся, ощущая, как они связаны буквально с каждым присутствующим. В общем, это достойное завершение любого мероприятия, несущее главную командообразующую идею — от действий каждого зависит успех многих.