"Кем работать я хочу, чем заниматься?" — этот вопрос задают себе многие уже в школе.
Определиться с профессией могут помочь профориентационные тесты, знакомство с профессиями, склонности к разным занятиям (увлечения).
Хорошо, когда молодой человек на этапе выбора профессии может ответить на вопрос — а почему я хочу этим заниматься?
- Потому что это престижно?
- Или так хотят мои родители?
- Или я хочу приносить пользу другим людям?
Я думаю, что каждый человек хочет быть успешным. Быть успешным — значит достигать поставленного результата.
И ведь дело не только в уровне зарплаты. Хотя, конечно, хочется чтобы хорошим специалистам платили достойную зарплату. Но, к сожалению, это не всегда так.
Тем не менее, учитель может быть удовлетворён результатами своего труда и осознавать себя успешным. Когда видит уже результаты своих учеников: поступления в ВУЗ-ы, победы на Олимпиадах, уровень знаний.
А как выбирает дела предприниматель? Насколько его способ выбора своего дела отличается от выбора в профессии?
Для предпринимателя характерны следующие мотивы, когда он принимает решение стать именно предпринимателем:
- готовность к риску,
- желание самостоятельно управлять своим делом,
- более высокий уровень притязаний, ведь занимаясь предпринимательской деятельностью он может купить себе дорогой дом, престижную машину, много путешествовать.
- наличие деловых качеств.
Сочетание этих четырёх качеств влияет на выбор человека, когда он решает стать предпринимателем.
Два выбора предпринимателя
Можно сказать, что предприниматели осуществляют два выбора:
первый выбор — когда решают стать предпринимателем;
второй — когда принимает решение относительно выбора направления предпринимательской деятельности.
И довольно часто особенно затруднительным оказывается второй выбор по ряду причин:
- страх ограничивать выбор каким-то одним направлением;
- нет понимания себя, своих сильных сторон, наклонностей, навыков;
- нет понимания рынка.
Страх ограничивать выбор каким-то одним направлением
Для достижения успеха в своём деле предпринимателю необходимо сконцентрироваться в одном направлении.
Ресурсы ограничены и сложно одновременно разрабатывать несколько направлений.
Другое дело, когда предприниматель развил один бизнес, который не требует сейчас больших вложений времени и сил. И хочет попробовать себя в новом бизнесе без ущерба для первого.
Или, например, когда делает запуск нескольких тестовых продуктов, проверяя свои гипотезы на рынке — какие продукты интересны покупателям.
Но главный ключевой момент здесь заключается в том, что ресурсы обычно всегда ограничены. И необходима концентрация в одном, самым приоритетном направлении.
Что же делать, если сложно остановить свой выбор на чем-то одном?
Разнесите, например, проекты во времени. Сейчас вы занимаетесь проектом "А", а когда он достигнет запланированных показателей, то переходите к проекту "Б".
Нет понимания себя
На основании каких предпосылок человек вкладывает смысл свою деятельность?
В основном — это две предпосылки, которые дают внутреннюю мотивацию.
- человек столкнулся в своей жизни с какой-то проблемой и решил посвятить себя тому, чтобы помочь другим справляться с этой проблемой;
- он понимает свои сильные стороны и хочет быть максимально эффективным в этой области, испытывая удовлетворение от ощущения своей успешности.
Задайте себе вопросы:
- какие вопросы, проблемы меня беспокоит настолько, что я готов этим заниматься профессионально?
- в каком направлении я мог бы быть максимально эффективным с учётом:
- навыков;
- психотипа;
- уровня знаний.
Другая техника, которая помогает приблизить вас к пониманию того, чем вам хотелось бы заниматься — упрощённый вариант техники "икигай":
- Ответьте на вопрос — чем вам больше всего нравится заниматься в свободное время — 5–7 вариантов.
- За какой помощью к вам бы обратились ваши друзья или знакомые?
- За что они готовы заплатить деньги?
Ещё вы можете подойти к выбору поля деятельности как профессиональный менеджер для самого себя:
- Изучите свой психотип. Можно, кстати, воспользоваться соционикой, ведь в ней детально проработана модель для применения в профессиональной деятельности.
- Сделайте инспекцию своих профессиональных навыков. Используйте разделение на Hard skills и Soft skills.
- Сделайте инспекцию ваших знаний.
- Оцените — где вы могли быть наиболее востребованным.
- Определите — каких качеством не хватает сейчас для продвижения в выбранной области и составьте план своего личного развития.
- Начните двигаться к своей цели самостоятельно или с помощью коуча.
Нет понимания рынка
Для того, чтобы понять — а что надо клиенту, совершенно необходимо проводить исследование рынка.
Самый базовый и обязательный инструмент предпринимателя — это тестовый продукт или MVP (Minimal viable product). С его помощью можно провести тестирование рынка без особых затрат!
Другим мощным инструментом поиска идеи для бизнеса является вовлечение клиентов в диалог и даже в разработку продукта.
Когда клиенты имеют возможность влиять на ход разработки продукта то это сильно повышает его приверженность.
Подведём итоги:
- Будет развиваться и расти тот бизнес у предпринимателя, к которому у предпринимателя есть психологические склонности: ему интересно этим заниматься по конкретным причинам и у него получается. Поэтому важно разобраться со своей мотивацией, со своим психологическим типом. Разобрать свои сильные стороны.
- Выбранное направление необходимо тестировать, иначе высока вероятность потери денег и времени на разработку никому не нужного продукта.
Как обычно — оставляйте свои комментарии под этой статьёй, делитесь своим мнением, которое очень важно для меня!