По заказу одного известного федерального печатного и электронного издания для деловых людей написать на эту тему 3–4 "очень конкретные статьи", подготовил их небольшое "начало" в надежде на то, что оно будет интересным и вам, дорогие читатели нашей рассылки. Отдаю его на ваш беспристрастный суд.
"Сегодня не для кого уже не является секретом, что следующие 2–3 года для мира, России, нашего региона, наших негосударственных компаний и для каждого из нас будут непростыми: будет по ряду всем понятным причинам ощущаться нехватка денежных средств у наших покупателей и от этого — у наших собственных компаний, усилится конкурентная борьба на "сужающихся рынках" и борьба за бюджетные ресурсы, станет проблематичным получение кредитов (банковских, товарных) на разумных и приемлемых условиях, будет присутствовать "определённая неопределённость" в долгосрочном планировании работы, будут расти риски неплатежей контрагентов и их фактическое количество, будут вылезать иные проблемы ведения бизнеса и управления, известные многим из нас по прежним кризисам. И в конце концов, будет существенно расти физическое и психологическое напряжение на всех уровнях владения и управления компаниями. Опытные руководители, пережившие со своей компанией ряд кризисов, начиная с 1991 года, справедливо скажут — а в чём тут новость? Всё известно и понятно, ещё свежи воспоминания кризиса (вернее — его первой "волны") 2008 года. Вот только незадача: США и её сателиты становятся с каждым днём всё упорнее и изобретательнее в своём желании не просто наказать Россию, но и её экономически и политически "завалить", наши валютно-финансовые резервы порядком уже потрачены, и возможностей их пополнять в ближайшие годы скорее всего не будет из-за низких цен на углеводороды, некоторые собственные отрасли экономики России за период с 2008 года были ещё больше "добиты", наши старые друзья (СНГ) и "великие соседи" (азиаты и южноамериканцы) просто так, без своей существенной выгоды для себя, "дружить с нами против наших сегодня ярых противников" не станут. Да и на "верхах" пока в основном (публично во всяком случае!) уповают на имеющиеся наработанные до этого навыки антикризисного управления страной (это видно из недавно опубликованной антикризисной программы Правительства). А зря! Ведь сегодня внешняя политическая и макроэкономическая ситуация явно не те, что в 2008 году, когда в короткие сроки "залили экономический пожар".
Сегодня собственники и менеджмент компаний будут вынуждены в короткие сроки разрабатывать программы антикризисного управления компаниями, согласно которым настойчиво и последовательно решать вопросы оптимизации программ развития, направлений работы, выбранных ранее инвестиционных проектов, вопросы оптимизации продуктовой матрицы, оптимизации всех бизнес-процессов и организационно — штатных структур. А так же перестраивать привычные вопросы финансирования своей текущей работы, закупа исходной для бизнеса продукции, перестраивать каналы сбыта на "лояльных к России и лояльных к компании покупателей". Будет отчаянная борьба за клиентов и рост доходов компании (у многих он за последние 2 года, а именно осенью 2013 года многие начали ощущать приход второй волны начавшегося в 2008 году кризиса, снизился даже в разы!), за государственную и муниципальную поддержку, за удержание ценных руководителей, специалистов и нужных ценных работников, за сокращение издержек… словом, за "удержание компаний" — сохранение компаний на рынке как таковых. И всё это в условиях пока слабо предсказуемой ситуации "в отношении дальнейших санкций в отношении России" и их последствий для нас. Если, конечно, собственники решат бороться, а не закрываться (мало каким компаниям в такое время удастся просто "переждать", не прикладывая к процессу управления дополнительных антикризисных усилий), или не решат банкротиться, продавать бизнес (последнее сегодня тоже целое искусство!).
В подобных условиях борьбы за живучесть бизнеса (компаний) неизмеримо возрастает ценность не только таких личностных качеств собственников и менеджмента компании, как мужественность и упорство, как стрессоустойчивость, умение настраивать себя самих на победу, умение управлять собой, персоналом и бизнес-процессами в условиях кризиса, но и умение и желание быстро обучаться всему необходимому для этого, вкладывать в процесс обучения средства, немало сил и времени. И ещё: "смирив гордыню", многим придётся приглашать не только умелых и грамотных антикризисных менеджеров, но и таких, же умелых и грамотных консультантов по антикризисному управлению.
Как немедленно приступать к антикризисной работе в компании? Как это не покажется странным, быстро проникнуться основными идеями трудов И. Адизеса и Э. Голбратта (этих очень значимых для повышения эффективности управления бизнеса и ловких умом израильтян). Большинство из предпринимателей и руководителей несомненно знают, что у них созданная и отрегулированная годами цепочка превращений "деньги-товар-деньги" (это называется бизнес-моделью компании) может быть наглядно представлена в виде отдельных, связанных последовательно или параллельно друг с другом звеньев (или бизнес-процессов). Начиная от поиска бизнес-идей на разработку новых продуктов и модернизацию имеющихся (для торговли — бизнес-идей на продвижение новых для себя продуктов), и заканчивая продажами и послепродажным сервисом. А в середине и закуп товара (сырья, материалов и комплектующих), и организация производства и реклама, и… Этот в теории организации эффективного бизнеса (у выше названных авторов) метод вычленения отдельны бизнес-процессов называется "метод декомпозиции".
Так вот, сегодня оказывается очень полезно, если сделать подобную декомпозицию (в виде нарисованной для себя самих подробной структурной схемы), и на основании этого:
- Выбрать звенья (бизнес-процессы), которые при небольших финансовых вложениях для улучшения и грамотной работе с ними, могут быстро повлиять на рост доходов и (или) снижения издержек. А затем — быстро начать работать над повышением эффективности этих звеньев (бизнес-процессов). Например, такими звеньями и первоочередными работами чаще всего являются (в отношении доходов) повышение эффективности рекламы и повышение обученности коммерческого персонала, а в отношении расходов, увы — избавление от лишних помещений и лишнего оборудования, лишнего персонала. Не редко — прекращение пока убыточных (затратных) проектов развития, "замораживание" строек, расторжение (приостановление) контрактов на поставку оборудования.
- Наладить такую работу с персоналом, чтобы максимально включить его потенциал (нерастраченные умственную и физическую энергию, не до конца использованные профессионализм, нераскрытую инициативность и самостоятельность, не на 120% использованное рабочее и внерабочее время) в борьбу за живучесть компании. Для этого хороши такие приёмы, как стратегические сессии, мозговые штурмы, создание благоприятствующей росту "антикризисной активности" психологической среды.
- Разрабатывать "под покровом" п.1 и 2 и в нужное время внедрять более сложные, дорогие и не инерционные методы повышения доходности. При этом нужно умело использовать партнёрские проекты: и экономят время и деньги, и удваивают (а иногда и утраивают!) усилия.
- Разработать в итоге стратегию действий в условиях кризиса хотя бы на 2015 год, выбрать наиболее результативные тактические и операционные приёмы работы "на каждый день", создать эффективный план действий и создать механизм ежедневной работы по принципу: анализ ситуации — генерация идей — внедрение изменений — анализ результатов (ситуации).
- Собственникам и руководителям в срочном порядке проходить "антикризисное обучение", привлекать на "острое время" квалифицированных консультантов".
- В итоге создать и использовать в своей компании полноценную "антикризисную программу управления", применяя для этого наибольшую личную активность и настойчивость, гибкость ума, высокое личное хладнокровие, максимально при этом мобилизовав для борьбы за живучесть компании весь её персонал".
Более подробно, с антикризисными методами можно ознакомиться, подписавшись на бесплатную рассылку статей и приглашений на вебинары, посещая субботние бесплатные мастер-классы. Для всего этого нужно просто направить письмо по адресу: goldberg@cdosfera.ru или konsalt-sfera@mail.ru или позвонить по телефону: +7 905 951-99-83.