Как и многие беды в нашей стране (войны, экономические кризисы, природные катаклизмы, голод, эпизоотии и эпидемии), острая необходимость в дистанционном обучении совсем недавно внезапно (!?) "обрушилась" на головы школьников, студентов и слушателей, их родителей, а так же на преподавателей и организаторов обучения. Почему эти постоянные "внезапности" происходили в СССР и происходят в нынешней России — это отдельный вопрос обсуждения уровня общегосударственного стратегического и кризисного анализа, стратегического и ситуационного планирования, подготовки страны и населения к сложным ситуациям, информирования и влияния на поведение людей в них со стороны власти. Но почему наше общество оказалось не готово к казалось бы не очень сложному на первый взгляд вопросу дистанционному обучению?
Дистанционное обучение появилось в России, как и многое другое, в конце 80-х годов прошлого века и было поначалу не очень заметно на фоне глобальных экономических и социальных преобразований с стране, хотя в ряде стран Европы оно начало набирать постоянно растущую популярность с 60-х годов. Люди старшего поколения помнят шутливое высказывание: есть отличное образование, хорошее, плохое и заочное. Поэтому по поводу дистанционного обучения (когда очного личного контакта обучаемых с преподавателями и организаторами обучения почти нет или нет вовсе) неприятие "на генетическом" (т.е. на ментальном) присутствует у многих и сегодня. И у тех, кто должен обучаться и помогать в обучении, и у тех, кто должен обучать. А это значит, что нет глубокого понимания методологий и технологий этого процесса, готовности к нему, и самое главное — желания во все это активно включаться и осваивать (по известному русскому принципу "подожди выполнять — вдруг скоро отменят").
Как в упрощении строится в России всем привычное очное профессиональное обучение взрослых людей в СУЗах, ВУЗах и в учебных центрах (процесс обучения в школе затрагивать в этой статье преднамеренно не будем, хоты надо отдать должное — система общего образования и система дополнительного образования детей оказались по ряду причин наиболее подготовленными к быстрому переходу на дистанционное обучение)? Преподаватели "читают" лекции, затем по ним и по написанным ими же "методичкам" проводятся практические занятия (семинары, лабораторные работы, расчётно-контрольные занятия, деловые игры, тренинги), иногда наиболее трудолюбивые в наиболее любознательные обучаемые читают рекомендованную учебную и нормативную литературу, очень-очень редко и мало кто смотрят рекомендуемые видеоуроки и даже вебинары. Далее могут идти написание курсовых или контрольно-расчётных работ. Ну и немного практике для энтузиастов на кафедрах добавляют. Основной постулат очного обучения можно сформулировать так: мы вас все подготовим, разжуём и в ваш рот сами и положим. А вы зазубрите и отчитайтесь. Всё в итоге всеми делается по очень чётко составленному расписанию, конспекты и методички пишутся на много лет вперёд, у обучаемых, что называется, всё под рукой и в "очень разжёванном виде". Не надо никому из участников образовательного процесса почти ничего искать, не надо почти ничего осмысливать и выдумывать! Нет особых проблем ни у обучаемых, ни у преподавателей и ни у организаторов. А вот общие итоги при этом не самые лучшие: обучаемые не обладают хорошими навыками самостоятельного поиска, отбора, самостоятельного изучения и осмысления большого объёма учебной информации; преподаватели не очень стремятся изучать, нарабатывать и использовать новые знания и умения в своей предметной области, изучать и использовать современные инструменты обучения, замыкаются на уже имеющихся собственных или кафедральных конспектах и методичках; организаторы обучения не обладают навыками организации не аудиторного обучения и работать с ситуации "управляемого хаоса". И ни первые, ни вторые и не третьи не обладают хорошими навыками грамотного культурного и профессионального общения по современным средствам коммуникаций. О том, как очно обучают студентов в технологически продвинутых странах надо рассказывать отдельно, но этот процесс совсем не такой, как у нас…
Как работает дистанционное профессиональное образование в принципе?
Его постулаты такие:
- Обучение есть ни что иное, как процесс управления самостоятельной познавательной активностью обучаемого;
- Обучение очень интерактивно, т.е. обратные связи по современным системам коммуникации постоянные и очень быстрые;
- Применяются самые разнообразные инструменты обучения, которые постоянно совершенствуются, их перечень постоянно расширяется;
- Не навязываются источники учебной информации (хотя никто не воспрещает составлять конспекты лекций), их обучаемые выбирают сами;
- За счёт постоянно высылаемых контрольных вопросов и направляется познавательная активность обучаемых, и происходит обучение быстрому поиску информации, её быстрому осмыслению, и проводится проверка результатов изучения и усвоения (особенно, если преподаватели умеют правильно формулировать для этого вопросы).
А дальше процесс дистанционного обучения (не автоматизированно-робототизированного на 100%, что является существенным "перекосом") строиться следующим образом: преподаватель каждой дисциплины (модуля, темы) начинает онлайн коммуникацию в со слушателями (группой, "индивидуалами"): знакомится, настраивает группу на продуктивную работу, высылает учебно-тематический план, рассказывает о своей технологии обучения и о своих "фишках" в нём, двигается последовательно по учебно-тематическому плану и высылает свой учебный материал и свои контрольные вопросы и иные свои домашние задания, рекомендует записанные видеоуроки и вебинары и сам проводит "свежие", проверяет выполнение выданных заданий и их отправляется со своими комментариями обучаемым, отвечает на индивидуальные и групповые вопросы. При этом используем самые разнообразные онлайн сервисы.
В итоге обучаемые в дистанционной форме более мотивированны на обучение и более сконцентрированны на нём, они активно ищут новую учебную информацию и быстро её осмысливают, умеют обращаться с различными онлайн сервисами и привыкают это делать на всю оставшуюся жизнь. Они всегда в процессе профессионального развития! Навыки дистанционного обучения очень современны, очень важны и очень нужны.