По "долгу службы" руководителя и бизнес-консультанта мне не раз приходилось и приходится наблюдать "ступор" (его часто не верно называют "депресухой") у своих коллег — собственников и руководителей бизнеса в сложных для них ситуациях. И хотя я всего-лишь бизнес-консультант (экономист-юрист по последнему образованию), а не профессиональный психолог или психотерапевт, попытаюсь дать практические советы для того, чтобы "ступор" не переходил в "стопор".
Пусть меня за это простят более профессиональные коллеги! Но "лечить" бизнес компании бесполезно, есть первые лица будут в "стопоре".
Как говорят гуру "от теории и практики бизнеса", и просто опытные предприниматели, одной из важнейших и сложнейших составляющих работы любого руководителя (и тем более — собственника) является реакция (восприятие, анализ и на основании этого необходимые и правильные действия!) на плохие события и плохую информацию. А в условиях затяжного экономического кризиса такая работа становится для многих чуть ли не ежедневной практикой. Совсем, как у командиров во время боевых действий (недаром в армии во все времена уделялось и уделяется большой внимание морально-психологической подготовке комсостава!). В армии (как и в опасных для жизни видах спорта) так и говорят: нет волнений и страха только у "ненормальных и очень глупых людей", но каждый командир должен учиться и в итоге уметь управлять своим психологическим состоянием. У командира в бою, не смотря ни на что, голова должна быть трезвой, а ум — ясным. Так и у "командиров" в бизнесе. Я не буду давать советов о том, как "снимать стрессы", об этом написано не мало и психологами, и просто умными людьми, и о чём говорят множество анекдотов на эту тему. А буду писать "как предприниматель предпринимателям".
- Опытные предприниматели советуют относить в неприятностям "как к объективным неизбежностям" реального бизнеса и реального руководства (как, например, к тому, что в Сибири чаще всего осень холодная и дождливая, а зима — морозная). Что ругать Сибирь (или бизнес) за это? Не можешь с этим смириться — езжай жить в тёплые страны (бросай заниматься бизнесом, бросай заниматься руководством). Т.е. неприятности были, есть и будут, каким бы "шоколадным" сегодня не был наш бизнес. А в кризис неприятности "просто обязаны" валиться комом: не хватает денег — шлют "приветственные письма" налоговики и арендодатели, бунтует персонал…
- Умные люди говорят, что нет без выходных ситуаций. Нужно последовательно и, как правило, не очень спешно и спокойно, думать над решением возникающих проблем. Если нужно — собирать "военный совет" из замов и руководителей, проводить мозговые штурмы в компании, искать ответы в Интернет на форумах. Можно, если проблемы ещё "не сильно бьют по темечку", находить и посещать нужные вебинары, семинары и тренинги. Наконец, можно и нужно приглашать консультантов для решения накопившихся проблем, обращаться к профессиональным юристам, аудиторам…
- Борьба со сложностями — это вопросы, чаще всего, маркетинга и менеджмента, управления персоналом (и конечно — финансов). Лидерства! При этом многое определяет запас финансовой прочности компании: её запасов "на чёрный день, возможностей товарно и финансово кредитоваться, "привычками и готовностями" поставщиков и персонала терпеть временные финансовые неурядицы. Не зря говорят, что "пока толстый сохнет, худой …". Но и даже если у компании финансовой прочности немного, то и здесь есть большое количество организационных и финансовых инструментов, для того, чтобы компания некоторое время была жизнеспособной и за это время сумела быстро отладить свои бизнес-процессы, нарастить усилия в продвижении, в отладке ассортимента, сократить затраты, оптимизировать персонал и натренировать продажников, существенно повысить эффективность в рекламе. Всё эти перечисленные мероприятия мы можем создавать в своей компании, контролировать их и управлять ими. Не зависимо от того, что для нас сделают или не сделают правители!
- Надо быть внимательными ко всяким разумным предложениям приходящим в компанию: читать и осмысливать их, обсуждать. Конечно, многие из них окажутся не нужными сегодня компании, но среди них обязательно встретятся и те, которые можно назвать "подарком судьбы". Нужно так же активизировать на "рацпредложения" и персонал компании, своих клиентов и партнёров. От них тоже можно получить "жемчуг". И наконец: советую всем внимательно читать этот портал: на нём уж точно можно в ряде блогов, интервью и выступления "находить жемчуг".