Страх публичных выступлений (СПВ), едва ли не самая популярная тема, потому что касается всех и каждого. Нет тех кому не страшно — есть те, кто умеет с этим работать, и направлять эмоции в конструктивное русло.
Вот уже 14 лет, я решаю проблему Страха Публичных выступлений (сокр. СПВ) у множества своих клиентов, коллег, друзей. И даже, автор этих строк, так же как и вы, не чужд "мандража", нервных переживаний.
Как практикующий спикер и тренер (публичных выступлений), делюсь богатым опытом реакций на СПВ и их способами устранения. Всего их восемь. Так что, устраивайтесь по удобнее, будет интересно!
Прежде чем мы начнём, давайте договоримся, что людей с медицинскими фобиями, мы не рассматриваем, т.к. это юрисдикция психотерапевта (даже не психолога)
Только тех, кто страшно переживает, нервничает, и волнуется, т.е. обычных людей, таких как я и ты.
Наша задача, найти себя среди восьми описаний, и выписать индивидуальный метод решения СПВ — special for you.
Итак, первый тип — "Цветы" Их базовая ценность: всё на свете, должно быть красивым, эстетичным.
Это "эгоцентрики визуалы" — носители самого популярного типа СПВ.
Они видят себя, как бы в центре арены, вокруг люди, которых они не способны контролировать. Оказывается, публика не готова любить просто так, "за красивые глазки". Она чего-то ждёт от спикера, которого, в момент выступления, буквально душат мысли:
— Наверно со мной что-то не так…видимо я не так выгляжу… возможно я не недостаточно хорош… почему у тёти из пятого ряда, так приподнялась бровь? Мне страшно, и люди замечают это! Всё, я пропал! Я самозванец — меня разоблачили!
"Цветы", нуждаются в общественном одобрении уже в самом начале. Если его нет, то пусть дадут в займы, пусть помогут, хотя бы аплодисментами! (так они думают, отчаянно глядя в зал)
В отсутствии поддержки зала, женщина "цветок" к изумлению публики, может, без видимых причин, неожиданно расплакаться, прямо на сцене. Мужчина "цветок" — теряет голос, и начинает выступление в холодном поту, хриплым шёпотом. Все эти реакции, я неоднократно наблюдал в живую.
Ладони становятся холодными и мокрыми, лицо может покрыться пятнами.
Напоминаю: красота это базовая ценность "эгоцентриков визуалов", если они (в момент выступления) считают себя некрасивыми — "пиши пропало"!
Что с этим делать?
- Установить внутренне внимание на цель выступления. Закон: публика смотрит туда, куда смотрит спикер.
- Не в коем случае, не вовлекаться в настроение публики, это только мешает!
- Табу на самокритику. Разбор полётов после, сейчас действуй!
- Любое телодвижение подвергнуть прагматичному расчёту. Например: "Зал не реагирует так, как я рассчитывал. У меня есть план Б? Да. Выполняй!"
- Держать в уме ответ на вопрос: что важнее сейчас — мои эмоции, или понимание публики? (важнее второе).
- Возьми консультацию у специалиста по выступлениям.
Второй тип эгоцентриков — "интеллектуалы — аудиалы":
Назовём их "Интеллектуалы".
Для данного психотика уединение и тишина — базовая ценность. Именно в такой обстановке рождаются новые идеи. И наоборот, шум и внимание к себе их пугает. Но так как "интеллектуал", обязан презентовать свои идеи, ему приходится выступать.
Эти ребята внутренне съёживаются, говорят максимально тихо, уводят взгляд, и выступают формально (для галочки), чтобы от них отстали.
Что с этим делать?
- принять как факт, что интересен не сколько ты, сколько полезность, которую ты даёшь;
- гореть презентуемой темой, и служить своим слушателям;
- говорить о сложном — просто, чтобы народ понял "концепт" за пять минут, лучше за три!
- выступай так, как считаешь нужным, опыт покажет, как лучше.
- возьми консультацию у специалиста по выступлениям,
Третий тип — "Разведчики" Их базовая ценность — неуловимость, скрытность.
"Обонятельные эгоцентрики". Эти ребята не любят отсвечивать. Слово "проявленность" злит и отталкивает их. Выступают по крайней надобности, под давлением обстоятельств.
Своего мнения, как и личной позиции вы от них не дождётесь (а оно есть, и ещё какое!). Больше всего они боятся, что их припрут к стенке, и заставят говорить предметно, т.е. по делу.
Выдавать конкретику они не любят, зато любят изворотливо уходить от вопросов, и пускать пыль в глаза.
Что с этим делать?
- не выступайте без нужды.
- если вынудили, займите нейтральную позицию, или…
- или вы можете мимикрировать, подобно хамелеону, под любой другой темперамент. Как это не странно, для вас это лучший выход. Например вы можете эпатировать как В. Жириновский, или сдержанным как Ирина Хакамада, как вам угодно.
Четвëртый тип — Результатники. Их базовая ценность — результат! (лучше деньгами)
Больше всего они бояться:
- что их оценят "не по стоимости", и навесят несправедливый ярлык;
- что выступление не принесёт ничего кроме разочарования и убытка (время деньги, силы);
- неуместность выбранной темы, т.к. контингент и настроение публики не всегда можно предугадать;
- "тупых" алогичных ситуаций, или нелогичных вопросов, которые вызовут в нём ступор или гнев;
Что с этим делать?
- уложиться ровно в указанный тайминг;
- сконцентрироваться на качестве структуры выступления и его цели;
- выберите из зала только тех людей, которым ваше выступление полезнее всего, и приложите все усилия чтобы они "выкупили" все озвученные вами идеи. Желательно чтобы после выступления у вас появились новые клиенты, соратники, друзья.
Пятый тип — Словоохотливые / Общительные. Их базовая ценность — неформальное общение.
Они могут и любят говорить "в потоке". Что называется — "их несёт". Другие слушают и дивятся: "вот это речь, реченька, журчит — переливается"
Особенно когда "общительный" в родной, проверенной компании — проблем нет. Но как только возникает формальное общение, в котором надо следить за словами, язык завязывается узлом. Они пугаются и замолкают.
Их страх проявляется как ситуативное заикание, паузы хезитации, заедающие слова паразиты, нервный смех (не там и не в тему). Мысль уходит в лево, уплывает. В итоге страдает структура выступления, и теряется смысл публичной коммуникации.
Что с этим делать?
- ограничить себя жёсткой структурой (порядком изложения);
- определить и осмыслить для себя прагматическую цель выступления;
- желательно вместе с тренером определить зону ответственности: что можно сказать, а чего произносить нельзя;
- придерживаться намеченной стратегии и структуры выступления.
Шестой тип — "Системники" Их базовая ценность-установленный порядок, размеренность и предсказуемость.
Больше всего боятся хаоса, внештатных ситуаций, не контролируемых реакций, сюрпризов, и острых вопросов, на которых нет однозначных ответов.
Данный психотип способен самостоятельно разработать структуру выступления.
Какие проблемы могут возникнуть и вызвать стресс?
- сжатые сроки подготовки — "системники" довольно медлительны, и ненавидит спешку;
- не без оснований, боятся показаться занудным. Их презентации, состоящии из сухих фактов, таблиц и диаграмм, способны усыпить публику, или загнать зрителя в дисплей смартфона;
- слабое место: часто не умеют вовлекать аудиторию, проводить интерактив, шутить с публикой, и воспринимать юмор от неё.
Проще говоря, выступать они могут, но чаще всего как эксперты, и в том случае, когда аудитория прогрета и мотивирована слушать. Например студенты внимательно слушают профессора перед зачётом.
Что с этим делать?
Развивать ораторские и актёрские навыки с тренером, в групповых занятиях. "Системнику" не поможет самообучение, только практика в купе с ментором по Публичным Выступлениям.
Седьмой тип — "Лидер" Их базовая ценность: проявленность и реализация своего потенциала.
Это яркий, харизматичный лидер. У него только два опасения:
- Кто-то дерзкий, может покуситься на его лидерство, опровергая тезисы из зала.
- Последствия гнева. Он способен "рубануть с плеча", высказаться резко или экстравагантно.
Что с этим делать?
Брать консультацию у специалиста по ораторскому искусству, и (по возможности) следовать рекомендациям.
Красный психотип, умеет говорить, но его проблема в том что от избытка эмоций, и смыслов "зажёвывает" окончание слов, и становится малопонятным. Занятия по технике речи не помешают.
Восьмой тип — "Силовик" или "Ремесленник". Их базовая ценность — быть частью коллектива.
Данному типу не рекомендую выступать публично, т.к. это дело не свойственно его наклонностям и характеру. Но если нет выхода, то выступление должно быть простым, и лаконичным как военный рапорт. Чётко, слажено, ёмко, и аккуратно в отведённый временной срок.
Чëрный психотип, боится выглядеть глупым, недалёким, необразованным, некультурным.
Как правило это спортсмены, рабочие, военные — люди физического действия. Совершить подвиг им легче, чем рассказывать о нём.
Что с этим делать?
- не выступать;
- при "производственной необходимости", подготовить максимально простую речь, и репетировать произнося её по памяти (не зазубривая наизусть) в разных вариациях.
Итак друзья, пишите в комментариях, в каком цвете, вы узнали себя? Считайте ли вы ценными данные рекомендации?
И бонусом, хит-парад, типов, которым следует развивать навыки выступлений по убыванию.
Первое место — "Лидеры" и "Интеллектуалы" — т.к. на кону общественный прогресс.
Второе место — делят "Цветы" и "Общительные"-т.к. это их жизненная самореализация. "Цветы" дарят себя миру, "Общительные" — красочно транслируют смыслы.
Третье место — "Результатники" и "Системники" — по производственной необходимости. Совещания, планёрки, презентации.
Четвëртое место — "Разведчики" и "Силовики" одни могут, но не хотят, другие не хотят и не могут.