Бизнес — отличная идеология для бизнеса.
В поисках оптимальной организационной идеологии для бизнеса можно далеко не ходить — сам бизнес более чем идеологичен. В идее бизнеса лежит общее дело участников, которое ведётся в борьбе с внешним врагом — конкурентом. Успешность ведения этой борьбы измеряется в денежных единицах. Нужны крутые спецы — лучше чем у конкурентов. Нужны условия для привлечения таких специалистов. Простая идеология.
Логика идеологии компании достаточно простая — создать условия при которых работники максимально причастны и вовлечены в общее дело, эффективно управлять и развивать их личный вклад в это дело. Но по факту это редко где получается сделать, так в чём же проблема?
Проблема обычно в том, что ощущение "бизнеса" и драйв от этого присутствует лишь на верхушке пирамиды и ближе к основанию это ощущение странным образом трансформируется подчас в рабский труд невовлечённых сотрудников, ждущих лишь зарплату.
Эта удивительная метаморфоза происходит в связи с особенной управленческой культурой, которая направленна не на вовлечение в бизнес, а имеет другие приоритеты: исполнительская дисциплина, подчинение вышестоящему руководству, исполнение своих собственных KPI в ущерб общему делу и т.д.
Древнее римское правило — истинный государь желает быть не хозяином рабов, но вождём свободных людей, добровольно идущих за ним.
А что мы зачастую имеем? Деструктивные динамики в виде незаинтересованности персонала делать что-то сверх того, что необходимо делать или просто делать хорошо свою работу, способствует нарастание внутреннего напряжения и конфликтности как в коллективе, так и с внешними контрагентами, приводит к текучке персонала, снижению эффективности и в конечном итоге отражается на cash flow. Дальше как всегда идёт поиск виноватого и обычно это не те, кто такую систему создал, а простые исполнители.
В итоге, конечно, это не идеология "эффективный бизнес". Это какая-то мрачная система исполнения своих обязанностей с большим или меньшим моральным прессингом. "Я начальник — ты дурак". Какой бизнес с дураком?
Фокусировка на идее подчинения и исполнения, обратная идеи вовлечения. Управленцы не делают усилий по созданию благоприятной среды занимаясь лишь своим продвижением наверх. Ценности товарищества, общего дела, развития — редко встречаются в реальности. А ведь это то что нужно идеологии бизнеса для его успешности. А какие в основном принципы сейчас?
Бери больше — кидай дальше.
Умри ты сегодня, а я завтра.
После нас хоть потоп.
Навыковые тренинги не способны, как правило, ни на что повлиять. Основной запрос у Заказчика "сделайте чтоб их глаза горели". Это собственно то, что не могут сделать на местах или не хотят, а это просто вопрос организационной идеологии — идеологии бизнеса. Тренинги без изменений — это освоение бюджета или поощрение сотрудников (если тему тренинга выбирали они). Просто посмотрите на отзывы сотрудников о работодателях в интернете — трэш, угар и содомия в большинстве случаев. Высушить и выбросить — основной подход в менеджменте. Конвейер увольнений и принятий на работу. Круговорот недорого людского ресурса в природе.
Есть ли выход из этой патовой почти ситуации? Конечно есть. Надо обращать внимание на то как общаются руководители с подчинёнными, какие повестки, какую среду формирует вокруг себя руководитель, как это влияет на подчинённых. Надо разработать Кодекс Организации с основными принципами, контролировать её соблюдение. Внедрять осмысленную идеологию бизнеса, основанную на высших ценностях, справедливости.
Понимаю, что на уровне топ-менеджмента не хочется в это вникать, потому как ситуация часто кажется обречённой, остаётся только просто получать свои бонусы и искать более-менее адекватное место.
Проверочное упражнение: попросите руководителей любого уровня рассказать про то, что они сделали для вовлечения сотрудников на прошлой неделе. Обычно это будет рассказ о проведённом совещании. Но на этих совещаниях в основном про исполнительскую дисциплину, а зачастую про трату времени.
Конечно, работающая идеология в организации это сверхзадача. И единицы компаний смогли реализовать эту идею — внедрить эффективную организационную идеологию, которая привлекала бы лучших специалистов и дарила энергию и достойное вознаграждение за труд. И более того — никто не гарантирует, что один раз внедрённая идеология не рассыплется через некоторое время. Здесь уместно вспомнить Джима Коллинза с его трудами, в принципе в них можно почерпнуть как и зачем создавать организационную идеологию. Но вопрос идеологии, это вопрос выживаемости.
Как же осуществить переход от привычной, рутинной деятельности организации в сферу мобилизационной организационной идеологии? Одно из решений — начинать мыслить и действовать глобальными проектами.
Приведу пример.
Представим организацию, которая имеет своё производство и свой отдел продаж. Априори она заинтересована в максимальных продажах под полную мощность производства, а то и больше. И понятный вектор — усиливать продажи. Проблема в том, что обычно это усиление затрагивает только отдел продаж и увеличивающаяся на них ответственность и нагрузка не равномерна в отношении всего предприятия. Это как заставить в бригаде одного работать больше и интенсивнее остальных, объясняя ему что на него вся надежда. Так происходит и здесь — продажникам повышают нагрузку, а в курилках их коллеги из соседних отделов так же чувствуют себя гармонично и иронично спрашивают, как дела. И единственное верное решение в этой ситуации — мыслить и реализовывать глобальные проекты, включающие в себя все подразделения и отделы.
А как надо правильно? Представьте, что в понедельник проходит общее собрание, на котором ГД рассказывает, как обстоит ситуация в компании и на рынке. Показывает слайды, цифры, говорит о перспективах и рисках. И мягко подводит к тому, что было бы неплохо провести вот эту модернизацию, вот здесь ФОТ увеличить, вот открыть вот здесь столовую свою. И для этого нужны деньги, при чем можно взять чужие, но это дорого, а можно заработать свои — это здорово и полезно. И поэтому он предлагает с завтрашнего дня запустить проект "Космические продажи", который позволит увеличить продажи на 10% за 1,2,3 месяца. В чем смысл проекта?
Вся компания занимается этим проектом, это становится в топ-3 задач и целей каждого. Создаётся рабочая группа из представителей всех подразделений, основной задачей которой является генерация и внедрение изменений способствующих улучшениям продаж. Внутри каждого отдела, появляется маленький плакат-напоминание, подготовленный заботливыми организаторами: а что ты сделал для увеличения продаж? Каждый отдел, ежедневно, ежедневно в групповом и индивидуальном формате думает о том, как им улучшить продажи, облегчить жизнь продавцов, убрать рутину, второстепенные процессы, освобождая этих прекрасных людей для их непосредственной работы — общению с клиентом.
Открывается сбор ППУ по проекту — предложений по улучшению. Они в открытом доступе, лучшие из них, их авторы могут получать символические или любые другие призы.
Принцип работы — онлайн-шоу, Дом-2. Сделать всю работу прозрачной, вовлечь зрителей, которые становятся участниками, привлечь внимание.
Идеология постепенно закручивается, переводя всю организацию в лёгкий драйв относительно продаж. На этой волне можно и покарать тех, кто выпал из процесса — это пикантный, но важный момент, его стоит продумывать.
Закончился этот проект — запускаем новый. Обязательно подводим итоги, награждаем, отмечаем, вовлекаем, запускаем новые цели, показываем единство, амбиции, кураж, силу. Бизнес-ЧВК.
Что мы прокачиваем в итоге? Вовлеченность, солидарность, активность, интерес и в итоге — бизнес. Люди отвлекаются от телеграмм-каналов, находя более интересное в живой реальности. Создать её — непросто. Проще делать все как раньше, удивляясь — почему все идёт хуже. Но к этому надо прийти. Такой вот лайфхак по созданию организационной идеологии.
Ну, и напоследок хочется добавить цитату: "Человеку со всей определённостью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать своё место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убеждён, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в "сказке, рассказанной идиотом", — Карл Густав Юнг. Создавайте смыслы идеи и будет вам по трудам вашим.