Что такое команда и чем она отличается от не команды
Согласитесь, прежде, чем делать команду, важно в самом начале для себя определить, а что такое команда. От этого зависит и то, что построим в итоге.
Часто происходит путаница, когда под командой начинают понимать всю компанию. Мы разделяем эти понятия. Если говорится о компании целиком, то тогда это о командной корпоративной культуре. Вы не будете делать из всех сотрудников своей компании одну команду. Вы будете вводить в корпоративную культуру вашей компании компетенции командности. Т.е. создавать приоритетность совместной работы по отношению к индивидуальной.
Корпоративная культура командности — это выработанная система поведения персонала в соответствии с корпоративными ценностями для эффективного решения целей компании.
Как правило, руководители делают малые команды, т.е. это могут быть команды проекта, Agile-команды, управленческие команды. Мы вывели такое определение малой команды.
Команда — это управляемое состояние малой группы, которая обладает навыками самоорганизации и живёт по внутренним правилам, выработанным для эффективного решения командных задач.
Команда — это управляемо развивающаяся малая группа, которая проходит определённые этапы и постоянно совершенствуется для эффективного решения командных задач.
Ни одно определение — наше или то, которого вы будете придерживаться, не является абсолютно полным. Поэтому мы добавили более подробное описание команды к основному определению. Это внесёт большую ясность в понимание, что такое команда и чем она отличается от всех других объединений.
Основные черты командной работы.
Команда создаётся под ваши командные задачи. Когда команда их достигает, она больше не нужна. Появились новые задачи — вы создали новую под них команду, изменив состав, численность. Таким образом, мы делаем процесс создания команд оперативным, технологичным и ограниченным по времени. И это важно! Есть один психологический эффект — люди повышают свою результативность, когда понимают, что ограничены по времени.
Вам не нужно подбирать "совершенных сотрудников" под командные задачи. В команде они будут дополнять друг друга. В каких-то ситуациях, и заменять друг друга, если это будет возможно. Способность самостоятельно перераспределять внутригрупповые функции и гибко их менять — важные показатели командной работы.
Сотрудники в команде постепенно приходят к общему пониманию ситуации и согласовывают способы её достижения. Для этого они вырабатывают внутрикомандные процедуры взаимодействия и принимают ответственность за конечные результаты.
Что командами не является?
Это важно, так как мы часто слышим от руководителей такие высказывания: "неэффективная команда", "эта команда работает только на себя", "слабая команда", "сотрудники в этой команде не активны и не самостоятельны".
Скорее всего, руководители говорят не о командах, но привыкли любые коллективы называть командами.
Важно выделить основные признаки некомандного поведения, чтобы понимать, с чего начинаете и к чему приходите в создании команды. А также, различать команды и рабочие группы.
Основные признаки некомандного поведения
- У членов коллектива преобладают личные цели над групповыми. В деятельности это маскируется разными способами — от агрессии до скрытого саботажа. Агрессия проявляется в тех случаях, когда сотрудников заставляют делать то, что не соответствует их личным целям, но является целями компании.
Например, у сотрудника может быть личная цель — материальное благополучие при минимальных усилиях на работе. Как только от него начинают требовать эффективной работы, он прибегает к разным способам ухода от этого. Такой сотрудник может прибегать к сплетням, подставам по отношению к тому, кто требует от него работы. Он может показывать бурную деятельность, не приводящую ни к какому результату. Результативность его отдела и компании в целом его мало интересует.
- Нет общегрупповой ответственности. Сотрудники тяготеют передать ответственность за результат руководителю или переложить на других сотрудников или другие подразделения.
- В коллективе отсутствует самоорганизация по отношению к рабочим задачам. Сотрудники ждут приказаний и постановки задач от руководителя. После этого они ожидают распределения функционала и нагрузок. При этом те же сотрудники могут очень эффективно организовываться для проведения совместного отдыха, праздников и т.п.
- Общение сотрудников поверхностно в рамках принятых норм и правил поведения. Правила могут быть привнесены "сверху" — руководством. Им же они и контролируются. Негласные нормы поведения вырабатываются внутри коллектива по принципу наиболее комфортного выживания в создавшихся условиях.
Иногда правила принимаются группой путём голосования. Любое голосование — это выбор с наименьшей личной ответственностью и, как правило, не лучшего, а более безопасного решения.
В последнее время мы всё чаще сталкиваемся с декларацией руководством о переходе на Agile ценности в компании, но это остаётся только на словах. Например, в одной известной компании руководитель утверждал, что они уже работают по Agile, но в это же время говорил о проблемах в коллективе — "нам нужно выработать у сотрудников навыки открытого обсуждения собственных ошибок". Эта фраза показывает, что переход на новые ценности в компании не осуществлён. Возможно, они в стадии перехода. А может быть пребывают в своих иллюзиях о разделяемых персоналом новых ценностях.
- Кризис во взаимоотношениях в коллективе выражается в конфликте против кого-то. Сотрудники не готовы и не хотят раскрываться, высказать личные цели, открыто показывать собственные амбиции. Все это тщательно скрывается. Они комфортно себя чувствуют в условиях нахождения внутреннего или внешнего "врага", т.е. того, кто не принимает их норм поведения или является "слабым звеном". Против "врага" сотрудники эффективно объединяются. Объединение для достижения целей предприятия в таком коллективе подменяется объединением против кого-то.
Надеемся, вы уже сделали вывод, есть ли у вас команда.