Ответственность — это не чувство вины!
На своих тренингах по управлению спрашиваю у руководителей, как они думают, что такое "ответственность"?
И слышу как правило два варианта ответа:
- ответственность — это брать на себя вину, если не получилось.
- ответственность — это делать все, что от тебя зависит, чтобы получилось.
Если разделить выполнение задачи на три части:
- начать,
- изменить,
- завершить,
То первый вариант определения ответственности относится к завершению, а второй, к изменению.
Таким образом и в первом и во втором случае преобладает вероятность получить: "Что выросло, то выросло!"
Но особенно опасен первый вариант. Так отвечают люди с ярко выраженным чувством вины.
Когда у человека включается чувство вины, он часто бессознательно начинает искать наказания. Он перестаёт действовать быстро. Начинает обдумывать каждый шаг, каждое действие. Боится рисковать, боится сделать что-то не так. "Лучше я ничего делать не буду…"
И вот уже из активного человека мы получаем "разумного думателя"
Нужно помнить что ошибки мы совершали, совершаем и будем совершать!!
Главное будьте внимательны к тем, кто одну и ту же ошибку совершает несколько раз, значит человек ничему не учится. И тогда вы сам решаете, сколько раз вы дадите сотруднику второй шанс.
Так вот ответственность — это во первых подготовиться заранее к выполнению задачи.
Например у вас план по продажам.
Вы расписываете "воронку": сколько нужно клиентов, с учётом среднего чека. Как привлечь этих клиентов, как прорабатывать каждого будете?
А какие они возражения вам скажут, а как вы ответите?
А как будете убеждать, что оплатить нужно сейчас?
И ещё очень важный момент. Если те клиенты, на которых вы рассчитывали, "Съедут", что будете делать (то есть план "Б").
Во вторых, ответственность — это честно делать все, что запланировал не допуская оправданий. Поставить промежуточные результаты, чтобы оперативно исправлять ситуацию, если понадобится.
И в третьих, если при выполнении всех выше указанных пунктов, всё таки вы получили не тот результат, что ожидали (такое будет реже, но иногда все же будет) быстро анализировать, что было сделано правильно, что нет и опять же быстро исправлять ситуацию, не испытывая при этом чувства вины.
Чувство вины вам точно не поможет, а вот помехой может стать.
Поэтому в следующий раз, когда ваш сотрудник "накосячит" спросите у себя, какая у вас сейчас цель: добиться того, чтобы он больше не совершал подобных ошибок, или чтобы он сейчас "прочувствовал весь трагизм ситуации".
Если второе, то начните на него орать или хотя бы гневно размазывайте взглядом по стене. А ещё можно несколько раз повторить: "Почему ты так делаешь (сделал) ". Но если всё же первая цель, то спросите у сотрудника, как он планирует это исправить и что сделает, чтобы больше это не повторялось.
Если одна и та же ситуация у вас в компании повторяется довольно часто, есть смысл описать её как правило, например: "Никогда, никогда, никогда не делаем…"
И не забудьте проанализировать себя и своих, ключевых сотрудников по нашим анкетам.
Процветания вам и вашей компании!