Мой анализ 25 лет работы показал — на сегодняшний день 95% руководителей делают акцент на слабых сотрудниках. У человека нет результата, и добрый руководитель старается максимально ему помочь: больше отправляет на обучение, больше помогает, больше мотивирует различными способами и поддерживает. В это время сотрудники с высокими результатами остаются без внимания. Зачем на них обращать внимание, у них же и так всё нормально, говорят мне руководители. По статистике, 80% ценных сотрудников нуждаются в похвале и подтверждении. Им важно, чтобы руководитель оценивал их результативность и говорил об их вкладе в развитие компании. Если ценные сотрудники видят, что всё внимание руководителя направлено на слабых, то чувствуют себя недооценёнными. И это проблема, приводящая к демотивации.
Такой сотрудник либо становится слабым, чтобы ему уделяли внимание, либо уходит из компании. Я постоянно сталкиваюсь с этим на тренингах. Самая распространённая причина потери сотрудника — недооценить его, сделать вид, что всё и так нормально, а всё внимание уделить слабым.
Ещё одна причина — это отсутствие цели. Большинство сильных сотрудников нуждаются в цели, в конкретной точке, куда нужно прийти вместе с компанией. Если этой цели нет, их энергия расходуется впустую: на разговоры, на делание вместо того, чтобы добиваться результата.
Самый лучший критерий — это результаты. Например, статистика доходов продавца. Если эта статистика вдруг резко упала, значит, была какая-то причина демотивации. Мы разговариваем с таким человеком и выясняем причину. Причина может быть личностной, может быть, недооценённость или подавление негативной реакции от клиентов, от окружения. Ещё одна причина: кто-то настраивает человека, говоря, что он несчастный, так много работает. Желательно, чтобы отслеживанием причин занимался не руководитель, а другой специалист, который приводит результативных людей в порядок, который хорошо разбирается в людях.
Инструмент для профилактики
Есть такой инструмент — мотивационное собрание. Если применять его постоянно, то выгорания не будет. В идеале это собрание проходит раз в неделю. Там делается акцент только на сильных сотрудников. Про слабых не говорят вообще.
Я провожу собрание по пятницам. Мне заранее подают данные, у кого самые высокие результаты. На собрании я озвучиваю этих сотрудников и награждаю их, причём это несерьёзное награждение, а не премии. Я спрашиваю: "Как вы этого добились?" — и благодарю за их вклад. Так я поддерживаю их в тонусе.
Примеры таких подарков: коробка конфет, сертификат, например, сертификат в ресторан на двоих, в SPA-салон, билеты на матчи. Есть такое понятие "тригеры" — что-то, вызывающее эмоционально тёплые ощущения. Важно, если в подарок включается семья — это ещё один показатель того, как вы цените человека. Так что если подарок на двоих или на троих, это будет здорово. Желательно заранее выяснить, что важно для людей. Дарить то, что не вызовет эмоций — не совсем правильный подарок.
В этом подарке не должно быть денег. Деньги — это стимулирующая вещь. Конечно, соревнования и премии за увеличение результата важны, но собрание — это немного другое. Чем проще и несерьёзнее будет эта встреча, тем лучше она будет приниматься. Люди будут идти туда с удовольствием. Сильные будут рады, что на них наконец-то обратили внимание. Слабые спокойны, потому что никто не будет говорить про них плохого. У них появляется больше желания попасть в категорию сильных. Если вы делаете акцент на сильных — советуетесь с ними, хвалите, то слабые либо захотят попасть в эту категорию, либо будут уходить, а зачем нам слабые?