Данная статья написана в пользу тех, кто хочет сориентироваться в теме "лидерство" и в дальнейшем принять решение о целесообразности и необходимости развития собственных лидерских качества, развития культуры лидерства в компании.
Сориентироваться в том, какие преимущества получает компания, инвестируя в развитие лидерских качеств своих сотрудников. Разобраться с тем, какие вообще качества и свойства делают лидера лидером. Определиться с тем, какие корпоративные условия важно создать для развития лидерства в организации. В этом видео также поговорим о том, какие обстоятельства, соображения могут препятствовать идеям взращивания лидеров в организации.
Итак, в чем же организации, компании, бизнесы видят смысл развивать лидерство в своих коллективах?
Одно из вероятных приобретений — формирующаяся приверженность компании, в которой ты вырос, как лидер. Как это работает? Лидеры на протяжении всего пути своего становления проявляют себя, личностно, эмоционально, деятельностно включаются в процессы и результаты, разделяют ответственность за достигаемые успехи и случающиеся неудачи, их жизнь тесно интегрирована в жизнь компании. А вы знаете, что чем больше мы вкладываемся в какое-либо дело, тем более мы ему верны. Расстаться с ним, порой, это всё равно, что расстаться с самим собой.
Кроме того, лидеры, выросшие, сделавшие свою профессиональную и, тем более, лидерскую карьеру в вашей команде — это очень заразительный пример для других, яркие лидеры как звезды, — влекут к себе, влекут в компанию, делают завидной корпоративную культуру, хочется быть в такой компании, хочется быть её полноправной частью.
Вы замечали, что самые сильные бренды всегда ассоциированы в нашем сознании с лицами, с конкретными персонами, с сильными лидерами? Замечали ли вы, что в политике, к примеру, фамилии могущественных лидеров буквально синонимичны названиям стран, которые они возглавляют?
Узнаваемый, убедительный лидер — всегда мощный вклад в узнаваемость бренда компании. И в данном случае речь не обязательно должна идти о некоем генеральном, одном-единственном лидере. Не менее яркими могут быть образы лидеров, например, подразделений, направлений, те, что сильны своими профильными компетенциями, те, что станут свидетельствовать о лидерстве вашей организации в профильной деятельности, о лидерстве на рынке, о лидерстве в том числе вашего HR-бренда. Именно лидеры — своеобразные гаранты надёжности компаний.
В этой связи присмотритесь прямо сейчас к вашей собственной реальности… Насколько узнаваема ваша компания? Насколько она узнаваема через своих лидеров, через своих профессионалов, есть ли среди вас люди, которых сейчас называют словом "амбассадор"? Есть ли в вашей команде люди, которые публично свидетельствуют о том, насколько сильна, устойчива, привлекательна ваша компания? И в данном контексте неважно, бизнес ли вы организация, орган власти, гос.учреждение или НКО.
Принимаете ли вы во внимание тот факт, что зуммеры, например, если верить теории поколений, склонны делать свой выбор ориентируясь на…, скажем так…, культурный код компании и на людей с их ценностями. Представители именно этого поколения часто бойкотируют какой-либо бренд по идеологическим причинам, а почти 40% из них хотят покупать товары, которые воплощают их политические и социальные убеждения. А откуда они могут получить информацию, впечатление такого рода? Да, от людей.
А если вы сам или сама осознаете себя в качестве лидера, то предположите прямо сейчас, в какой тональности и как часто ваши сотрудники в своих разговорах упоминают вас. Как если бы вы послушали их со стороны в обстановке их ежедневных неформальных коммуникаций, то, что бы вы заметили про их восприятие вас. Соотносимы ли ваше собственное представление о вашем лидерстве и их восприятие вас в качестве лидера? Вы скажете, что в целом и неважно, как там нас воспринимают другие, какие оценки они нам дают. Да, пожалуй. Почти во всех случаях. Но точно не в лидерстве. Лидер — это по определению человек, ведущий за собой. И ключевое основание, по которому люди добровольно идут за лидером — это их особое отношение к нему!
Ещё одно преимущество компаний с развитой культурой лидерства. Вокруг лидеров формируются устойчивые сообщества, создаются команды. В этой связи компания приобретает более устойчивую структуру, управляемость, слаженность. Растущая слаженность, эффективность, управляемость достигается за счёт того, что команда формируется вокруг лидера в первую очередь на основе единых общих разделяемых ценностей. А это и есть самый надёжный фундамент, самое надёжное основание для любого сотрудничества.
Что еще.. В текущей ситуации на рынке труда, когда двери компаний крутятся почти непрерывно, самим растить лидеров — это отличный инструмент формирования кадрового управленческого резерва. Не бегать по рынку труда в поисках "тёмной лошадки" на руководящие позиции, а инвестировать ресурсы в формирование собственных лидеров.
Кроме того, сильные сотрудничающие друг с другом лидеры помогают компании в трудные кризисные времена, они смелы в принятии решений и берут на себя ответственность. Они мобильны, гибки и могут не только меняться в предлагаемых условиях, но и менять эти самые условия. Лидеры бодрят, вдохновляют, поддерживают настрой, влияя таким образом на эффективность и производительность.
Формируя аутентичную систему лидерства, компании обеспечивают преемственность, продолжение сильных традиций, устоев, ценностей, а значит и устойчивость организации во времени.
Что касается качеств лидеров, тех, что делают их таковыми, обеспечивая убедительность и давая основание людям следовать за ними
Вы наверняка замечали, что внешние проявления лидерства могут быть абсолютно разными, а сильные лидеры могут обладать иной раз прямо противоположными поведенческими особенностями. Я встречала сильных лидеров — заразительных говорунов и многозначительных молчунов, эмоциональных и очень уравновешенных, коммуницирующих много и со всеми, и тех, коммуникация с кем редка, но значима для всех членов команды. Есть лидеры, принимающие решения молниеносно, а есть те, кто посвящает время обдумыванию. Есть те, что в основном руководствуются рациональными соображениями, и есть те, кто чаще ориентирован на чувства.
Что же характерно, типично для лидеров? Что питает их выдающуюся способность вести за собой?
Мне хочется отметить следующие существенно важные черты лидеров:
- Первое. Способность видеть вперёд. Сильное видение. Способность мыслить стратегически. Плюс, пожалуй, способность это сильное видение транслировать.
- Второе. Смелость вкупе с ответственностью. Смелость осознанно рисковать.
- Третье. Высокая мотивация. Когда нет нужды постоянно или периодически убеждать себя в важности и нужности того, что ты делаешь. Когда не надо торговаться с собой за время, которое ты посвящаешь достижению целей. Это даже похоже на веру, веру в силу предназначения компании, в которой ты работаешь.
- Четвёртое. Убедительность, если хотите, заразительность, притягательность, способность влиять на других.
- Пятое. Высочайший уровень человеческих качеств, человечности, устойчивые нравственные ориентиры.
Вы в своём стремлении быть лидером в целом можете формировать для себя собственный лидерский профиль, основываясь в первую очередь на цели вашего предполагаемого лидерства и на ваши индивидуальные особенности…
Небольшое упражнение для самодиагностики
- Исходя из того, зачем и каким вы хотите быть лидером (и это самый первый шаг — определить какова ваша лидерская, громко говоря, миссия, куда и зачем вы хотите вести людей) составьте перечень ключевых качеств и свойств, компетенций, которые вам понадобятся.
- Определите к какому сроку вам важно стать именно таким лидером.
- Опишите как конкретно проявляется каждое из качеств в вашем списке в идеале, на 10 из 10-ти, — как мыслит лидер, наделённый этим качеством в полной мере, что он чувствует, как поступает.
- Оцените в отношении себя по шкале от одного до 10-ти каждое из этих качеств, насколько оно сформировано у вас в текущий момент времени.
- Для каждого качества напишите меры по развитию его у себя до состояния на 10 из 10-ти. Пусть это будут не только обучающие какие-то мероприятия, не только чтение книг, но в первую очередь практические жизненные ситуации, в которых вы сможете тренировать себя и свои лидерские качества.
- Приступайте прямо сейчас! Фиксируйте свои достижения. Поддерживайте себя.
Должна сказать, что не всякая организация, не всякий коллектив прямо-таки готовы к тому, что в их числе появится или появятся носители совокупности тех качеств, которые мы называем лидерскими.
Так какие корпоративные условия важно создать для развития лидерства в организации?
Мысленно или письменно ответьте на вопросы, перечисленные ниже, оцените готовность вашей организации к формированию и развитию в ней истинных лидеров:
Итак,
- Вы знаете ЗАЧЕМ вам лидеры и это действительно важно для компании и для собственника?
- В вашем коллективе высокий уровень доверия, который позволяет вам быть внимательными даже к пустым на первый взгляд инициативам, который даёт вам возможность поощрять проактивность, который обеспечивает вашу готовность и умение делегировать?
- Приглядевшись к своему коллективу, вы замечаете свободу. В первую очередь свободу в коммуникации. Вы все в равной мере чувствуете возможность озвучивать даже непопулярные мнения. Вы договорились между собой как вам быть лидерами одновременно являясь подчинёнными в структуре должностных отношений?
- Как правило в компании, в отдельных её подразделениях используется демократический способ принятия решений. То есть сотрудники в зависимости от своего уровня, должности в той или иной, заранее понятной мере участвуют в принятии решений?
- Большинство из вас, хотя бы руководители, эмоционально и когнитивно готовы к изменениям? Вы чувствуете способность компании не развалиться, когда штормит?
- Вы уделили время и внимание осознанию и развитию понятной корпоративной культуры? У вас есть разделяемые ценности, принимаемая миссия, которые гарантируют, что вас не порвёт на части в противоречиях, которые неизбежно возникают у лидеров?
- Есть культура обратной связи?
- Есть готовность вкладывать ресурсы в развитие лидерских качеств сотрудников, подумать над системой признания?
Ну как? Что получилось заметить? При желании, в комментариях присылайте результаты ваших самонаблюдений, ваши соображения на этот счёт…
Несмотря на все выгоды развития лидерства в организации, поддержки и развития лидерских качеств сотрудников, важно учитывать и иные эффекты, даже, пожалуй, риски, которые, кстати, могут объяснять скрытое или явное сопротивление развитию лидерства в компании со стороны некоторых сотрудников
Например,
- новые лидеры — это конкуренция лидерам нынешним, неформальное лидерство может восприниматься как угроза формальными лидерами;
- лидеры — всегда нарушители спокойствия, она сами готовы к переменам, к новациям, к движению… вместе с тем далеко не все люди, даже среди руководителей, готовы к переменам, инициируемым лидерами, далеко не каждый готов меняться сам;
- лидеры способны к риску, что не всегда приветствуется в организации, иногда даже собственником;
- если лидер сильный, а компания его "не тянет", он уйдёт в другую компанию, и у вас появится более сильный конкурент на рынке.. получится, что вы сами вырастили проблему;
- лидеры готовы и берут на себя ответственность, это повышает их авторитет, их неформальную популярность, это раздражает тех, кто исповедует позицию "сиди тихо, не высовывайся";
- лидеры это те, кто способен влиять, бывает так, что их влияние вступает в конфликт с влиянием кого-то генерального;
- лидеры могут провоцировать конкурентную борьбу в коллективе. Конкуренция — это хорошо, я полагаю. Важно только понимать, как вы станете управляться с этой конкуренцией.
Итак, теперь вы имеете представление…
- о преимуществах развития лидерских качеств своих сотрудников,
- о качествах и свойствах, создающих лидера,
- о том, какие корпоративные условия важно создать для развития лидерства в организации,
- о том, какие обстоятельства, соображения могут препятствовать идеям взращивания лидеров в организации.
Теперь вы можете взвесить все преимущества и риски и принять решение о том, стоит ли разыграть эту карту.
Вместе с тем, если вы чувствуете необходимость действовать в развитии лидерства с учётом специфики именно вашей организации, то вы всегда можете пригласить к сотрудничеству бизнес-тренера, консультанта, который поможет вам в таких вещах как:
- проанализировать особенности текущей корпоративной культуры и пригодность ее, вашу готовность в том числе, к распространению ценностей лидерства;
- определить все возможные выгоды от формирования культуры лидерства в ваших корпоративных реалиях;
- спланировать условия, необходимые для того, чтобы сотрудники осознавали себя как носителей лидерских качеств и проявляли их в реальном взаимодействии;
- обнаружить ритуалы, корпоративные паттерны поведения, реакции, блокирующие развитие лидерских качеств, обеспечить профилактику рисков и внутреннего сопротивления в коллективе;
- выявить текущих неформальных лидеров, спланировать работу с ними;
- в конечном счёте спроектировать вашу уникальную эффективную именно для вас систему поддержки лидерства.