По запросу "личный бренд" Яндекс выдаёт 53 миллиона результатов. Популярность темы налицо. Однако, что это такое и зачем это нужно остаётся под вопросом, мнения высказываются разные. В основном, при первом приближении у многих всплывает что-то похожее на "это ещё одно развлечение для пустоголовых инстаграмщиц". С другой стороны, к теме персонального брендинга так или иначе обращается большинство гуру современного менеджмента, говоря об изменениях постиндустриальной экономики.
"Все мы, вне зависимости от возраста, занимаемой должности, бизнеса, в котором работаем, должны понять, как важен брендинг. Каждый из нас — генеральный директор собственной компании под названием "Я". Для того, чтобы сегодня остаться у дел, главное — быть маркетологом персонального бренда… Вы сами — бренд и несёте за него ответственность… Вы должны по-новому взглянуть на себя, узнать себе цену. Вы не наёмный работник, принадлежащий какой-то компании на всю жизнь; Вас определяет не название Вашей должности и ограничивает не служебная инструкция… Будучи руководителем компании "Я", Вы обязаны расти, продвигать себя, заставить рынок вознаградить Вас" — Том Питерс, "The Brand Called You", журнал "Fast Company", 1997 год.
Поколение Х (это те, кому за 50) в течении всей жизни сменило две-три организации, работая в среднем по 15–20 лет в каждой, при этом нередко на протяжении всего рабочего возраста люди трудились на одном месте (не учитываем вынужденную турбулёнтность России 90-х). Сейчас нормально, что в среднем за жизнь мы поменяем около десяти рабочих мест, и готовы к переездам в другой город.
Развитие соцсетей превратило каждого из читателя в издателя. Демонстрировать свою работу можно огромному количеству людей, которые хотят иметь дело с тем, кого знают, кому, по их мнению, можно доверять. Современные менеджеры по HR перед тем, как назначить встречу обязательно смотрят страницы кандидатов и, как сказал один из рекрутеров: "Я не буду приглашать на должность маркетолога человека, у которого меньше 2000 друзей на Фейсбуке".
Сегодня занятость не гарантирована никому. Поэтому персональный брендинг становится крайне важен для карьеры, он помогает определить свои сильные стороны, отличия от других и собственную ценность.
Кроме того, во-многом, мы доверяем людям больше, чем компаниям, люди надёжней компаний, и, что очень важно теперь — люди менее равнодушны, чем компании.
Не будем лукавить, персональный бренд, например, репутация, как его часть, есть у каждого, но большинство людей не знают этого и не управляют своим брендом эффективно. Персональный бренд — это наша личность, наш характер и наша репутация. Проживая свою жизнь, каждый из нас реализует свой личный бренд, поэтому персональный бренд — это то, чем мы на самом деле являемся.
Однако, не стоит создавать и пытаться продать свой бренд, руководствуясь тем, как, по-вашему мнению, должны воспринимать вас окружающие. Личный бренд должен быть основан исключительно на собственной философии, собственном видении, мечтах, ценностях. Иначе такой бренд не принесёт удовлетворения, в него не поверят люди. Это будет пустышка, фантик без конфеты, который легко можно смять или выбросить. Разве наша жизнь такова?
Как коротко можно определить персональный бренд?
Это ваш образ, показывающий, кто вы такой, во что вы верите, и выражается он через ваши поступки. Это то, как воспринимают вас окружающие, это ценность, которой вы обладаете в глазах других.
Мне очень нравится высказывание Альберта Эйнштейна: "Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл". Поэтому я — против брендинга ради бренда. Против фантика без конфеты. Против самопиара без конкретных навыков и профессионализма.
Но я точно знаю, что многие профессионалы стесняются рассказывать о своих достижениях. Поэтому я — за то, чтобы показывать миру свои навыки и умения, за то, чтобы искать и находить свою уникальность, за личный бренд, который:
- Создаёт вашу неповторимость, благодаря которой люди вас запомнят,
- Влияет на то, как вас воспринимают другие,
- Рассказывает окружающим, ктовы, чем отличаетесь от других и почему с вами можно иметь дело,
- Делает вас профессионалом и позволяет вам доверять.
С чего начать?
Я рекомендую с постановки целей, чего вы хотите добиться в жизни (работа и карьера, семья и личный отношения), как это соотносится с вашими ценностями, видением, мечтами. Так формируется ваша личная миссия и определяются роли, которые вы играете в зависимости от ситуации и окружения.
Конечно, получать достойное вознаграждение за свою работу очень важно. Но не менее важно быть полезным этому миру, делать его чуточку другим. Каким именно — ответ и будет вашей миссией. Формулировка может быть любой, только не надо ограничиваться общими фразами, ведь в них не поверит никто, даже вы сами. Примеры удачных миссий: "Бутылка "Кока-колы" должна быть на расстоянии вытянутой руки", — вроде бы просто, но сколько усилий компании за этим стоит? "Кока-кола" — гигантская монополия, поглотившая всю планету, но обратите внимание, как по-человечески звучит её миссия. А самое главное, как последовательно фирма её выполняет. Далее — роль. Ролей много. Для кого-то вы — клиент, кому-то — начальник, а ещё муж (жена, подруга)… Да и начальником можно быть разным — "прижимистым занудой" или "своим парнем", или, помните, Калугину из служебного романа": "Мы называли её "наша мымра…". Выберите и опишите ту роль, в которой вам наиболее всего комфортно. Образцом может послужить герой книги, фильма, реальный персонаж, который вас вдохновляет.
Выбрав цели, не забудем про критерии их выполнения, в менеджменте это — система сбалансированных показателей, такую же можно создать и для себя. И в эти критерии личной результативности могут попасть совершенно разные вещи — от количества прочитанных (или опубликованных) книг и повышения дохода в процентах, до снижения веса в килограммах, занятий спортом в часах или совместных занятиях с семьёй. Не предложу замерять уровень счастья, но чувство драйва и удовлетворения от работы не спутать ни с чем, и оно должно регулярно присутствовать в нашей жизни!
Далее — личный SWOT-анализ, т.е. определение сильных и слабых сторон, который можно провести с точки зрения собственных навыков и компетенций, а также такой важной в последнее время сферы, как эмоциональный интеллект. Ваши профессиональные навыки и компетенции — основа всего. Что вы знаете и умеете, а чему бы стоило поучиться и попрактиковаться? Возможно, вы легко сходитесь с людьми, но стесняетесь им продавать? Или вы долго переживаете неудачи, а хочется научиться не зацикливаться на чужом мнении и идти вперёд? А как насчёт планирования, вы всегда всё успеваете? Или принятия решений? Публичных выступлений?
Эмоциональный интеллект будем понимать, как способность человека распознавать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, способность управлять своими и чужими эмоциями. Например — умение не конфликтовать, а договариваться. Современное общество не терпит насилия, а это значит, что переговоры в парадигме "Победа-Победа" выходят на первый план. Или стрессоустойчивость, умение сохранять настрой, отдыхать и переключаться на позитив без применения допинга в виде алкоголя или еды, — одно из актуальнейших требований современного мира.
После такого анализа станет понятно, над чем необходимо работать, а что уже работает на вашу уникальность.
И вы готовы сформулировать ваше уникальное предложение. Это не просто ваша специализация, это ваше видение, ваши ценности, ваши особенности. Чем вы отличаетесь от других? Что делаете лучше? В чём именно ваша фишка? Ваше предложение должно быть описано в нескольких фразах, ярких, сочных и небанальных. Это и будет той конфеткой, ради которой все и затевалось — ядром вашего честного, настоящего персонального бренда.
Следующий блок касается внешнего окружения, каким вас видят окружающие, ваша референтная аудитория. Совпадают ли картинки? Что нужно добавить или убрать? Репутация — ёмкий итог того, что же на самом деле думают о вас другие люди, это и внешний имидж, и дела. На этом этапе добавляются новые элементы к Вашему SWOT-анализу, корректируются личные задачи. Если вы не очень пунктуальны, то пока не изменитесь, роль "человека дела" не для вас, а вот "генератор идей" возможно подойдёт. Но "генератор идей" должен и выглядеть соответственно, серые офисные пиджаки здесь будут явно неуместны, недаром их почти никогда не носят Ричард Брэнсон или Олег Тиньков. И, наконец, социальные связи. Не только Фейсбук и прочие сети. Люди предпочитают знакомится лично. Знать и появляться в нужном месте (и хорошо бы в нужное время) — это не просто удача, а технология, над которой опять-таки необходимо работать, последовательно и системно.
Я не пишу отдельно о продвижении персонального бренда, поскольку считаю, что нет смысла что-то продвигать ради продвижения. Весь этот блок должен быть органично "зашит" в критерии личной эффективности, например, повышение узнаваемости должно вылиться в приглашения на профильные конференции, обращения за экспертным советом и появление новых клиентов, а не просто в "лайки" и количество друзей.
Что ещё важно?
Личные амбиции, даже описанные через персональный бренд бесполезны, если ежедневно не претворять их в жизнь. Поэтому следующий шаг — реализация. Вашингтон Ирвинг, которого называют "отцом американской литературы" сказал: "Знай, чего ты хочешь. Великие умы ставят перед собой цели, остальные ограничиваются желаниями". Разница — в реализации. Создавая свой личный бренд, Вы каждый день будете преодолевать себя, станете более активным, ответственным, эффективным, воплотите в жизнь ваши уникальные идеи.
И последнее. Ваш чёткий и честный персональный бренд сделает для вас больше, чем целая команда маркетологов.