Тема профессиональных стандартов для нас стала новым направлением, в которым мы видим большой объём работы и много интересных проектов. Проведённые нами семинары по внедрению профессиональных стандартов в разных городах позволили собрать и проанализировать основные запросы и сомнения сотрудников кадровых служб.
Если по "чтению" самого профстандарта у участников семинара нет вопросов, то, конечное, этап внедрения вызывает массу вопросов — особенно в части:
- По какой статье трудового кодекса осуществлять перевод сотрудника на другую должность.
- Что делать, если в профстандарте нет соответствующего названия должности, а должность, например, входит в списки вредности.
- Какие документы подготовить для конкретных сотрудников и как обезопасить свою компанию от судебных исков.
Учитывая, что практики внедрения профессиональных стандартов пока немного, все мои рассуждения на предмет этих трёх пунктов были основаны на моем экспертном мнении и мнении других экспертов в этой области. Однако практика всё расставила на свои места.
Мы заключили договор с медицинской клиникой на оказание информационных услуг по внедрению профессиональных стандартов и сегодня мы сдали отчет.
Общие выводы:
- Самое большое время уходит на поиск соответствий с профессиональным стандартом.
- Большее количество профстандартов в области медицины пока не утверждено, поэтому мы работали в условиях быстрого поиска соответствующих ПС.
- Мы разработали матрицу проекта, в который вносили всю информацию относительно этого проекта — это позволило нам быстро соотносить требуемый уровень квалификации и текущий уровень квалификации конкретного сотрудника.
- В среднем на работу по одной должности ушло 2 часа (время на проведение разъяснительных мероприятий, подписание документов с сотрудниками, оформление в 1С кадровых документов, фиксирование в Т2 и трудовой книжке и т.п. — можно допустить, что на одного человека уйдёт до 2 часов.
- Итого можно предположить, что при штатной численности компании в 50 человек (при условии, что вы работаете с 50 профстандартами) на экспертизу штатного расписания, на поиск профстандарта и на оформление документов уйдёт до 25 рабочих дней при восьмичасовой загрузке.
Это тайминг без аттестации, разработки методических материалов и тестов.
Получается, что на кадровую службу нагрузка увеличивается в 2 раза, при этом все основные функции по ведению кадрового документооборота никто не отменял.
В настоящее время мы проводим тайминг проекта по внедрению профессиональных стандартов на промышленном предприятии в 3 тысячи человек. У нас уже было 6 заседаний рабочей группы общей продолжительностью 8,5 часов. Пока разрабатываем методику внедрения.
Так что в ближайшие 3–4 года кадровые службы будут работать в большом объёме информации и с большой нагрузкой, поэтому сокращений, скорее всего, не ожидается в этой нише.
Исходя из государственной программы по реализации профессиональных стандартов и процедуры внедрения сертификации, работодателям рекомендуется уже сейчас выстраивать работу с персоналом с учётом перспектив изменения законодательства: анализировать все принимаемые профессиональные стандарты с точки зрения применения в компании, корректируя внутренние управленческие документы, программы обучения, процедуру аттестации, должностные инструкции, порядок выстраивания карьеры работников, формирование кадрового резерва и др.