Давайте сначала разберёмся в авторах и причинах съёмки на фото или видеокамеру.
- Покупатели — снимают товар, чтоб согласовать покупку с близкими. Очень удобно, чтоб избежать проблем с ними из-за неправильно купленного товара.
- Конкуренты — занимаются мониторингом ассортимента и качества, цен, акций, продвижения, обслуживания и пр.
- Тролли, блогеры, журналисты — собирают компроматы или материал на торговую точку. Используют для чёрного пиара, судебных разбирательств и пр.
- Операторы от отдела маркетинга самой торговой точки — готовят кадры для рекламного ролика о магазине, компании.
- Операторы от отдела маркетинга арендаторов в торговой точке, поставщиков, подрядчиков и т.д. — опять же готовят кадры для рекламного ролика, но своего.
А теперь поговорим о возможных реакциях персонала торговой точки — от частых к редким.
- Запрет со ссылкой на частную собственность, внутренние распоряжения торговой точки и пр. При этом все понимают, что с точки зрения закона даже ссылка на частную собственность откровенно притянута за уши.
- Угрозы — сломать камеру, телефон, вплоть до физической расправы. Как правило, жестят охранники. Женщины-сотрудницы магазина больше и громче кричат.
- Реализация угроз — порча камеры и телефона, драка в лёгкой или средней форме тяжести.
- Вызов полиции, правда с дипломатическим отсутствием памяти сотрудников магазина, что конфликт начался по их инициативе.
- Сотрудники магазина не замечают или делают вид, что не замечают.
- Сотрудники магазина помогают в проведении видеосъёмки или фотосъёмки, советуют как и что лучше. Редкость…
И главное — последствия для тех, кто снимает и для магазина, если последний выбрал первые 4 реакции.
- Если съёмку делает покупатель в потребительских целях. Запреты, угроза и реализация угроз приводят к яркой выраженной антилояльности, как минимум, негативному сарафанному радио, трансляции съёмок или её остатков в социальных сетях, youtube, Flampe, в плоть до судебных разбирательств в связи с нарушением целого ряда законов. Нужный товар не куплен, настроение испорчено, а может ещё и здоровье!
- Конкуренты — могут поступить как покупатели. В их руках сейчас потрясающий компромат — вы сами им его дали! И жестить они будут больше, чем реальный покупатель. К тому же важно иметь ввиду, что если конкуренты озадачились съёмкой, то с учётом современного оборудования, это будет незаметно. Поэтому серьёзно стоит задуматься на тему, что не просто так товарищи палятся… Так что лучше им покажите пример достойной реакции и влюбите их в себя, о чём позже. Что может быть изящней, чем влюбить в себя своего противника?
- Тролли, блогеры, журналисты — будут жестить ещё больше, чем предыдущие! Ведь для них это — рейтинг, просмотры, популярность, деньги, восстановление справедливости и т.д.! Да и законы они знают лучше, чем покупатели. А тут такой подарок! Сложно влюбить в себя тролля или блогера, хотя и можно. Достаточно его обезвредить — сократить по максимуму поводы для негативных публикаций. Не грубите, не дерзите, не прикасайтесь ни к нему, ни к его оборудованию для начала!
- Операторы свои — возможно если, не предупредили персонал точки. Потом, конечно, будут извинения. Но осадок останется со всеми вытекающими. Опять же нет гарантии, что не злопамятны.
- Операторы партнёров — возможно если, не предупредили персонал точки. Потом, конечно, будут извинения. Но осадок останется. К тому же согласия точка может не дать, или даст один отдел, а другой предупредить забудет. В итоге, раздражение и испорченные отношения… Оператор ведь обязательно расскажет о таком Заказчику. И не только…
Причины негативных реакций магазина и их обоснованность:
- Не хотим, чтоб узнали о нас что-то конкуренты… Вы правда верите, что в наш 21 век о Вас могут конкуренты что-то не знать? Особенно то, что находится в общедоступном месте?
- Не хотим, чтоб нашли нарушения… Просрочку товара, отсутствие ценников, нарушения в проведении акции и т.д. Не по адресу копаете. Не по адресу! Надо бороться не с теми, кто снимает, а с теми, кто эти нарушения у Вас в магазине/компании допускает! То есть нерадивыми сотрудниками, лоботрясами-родственниками, службой безопасности не верно трактующей и исполняющей свою работу, хозяевами, делающими бизнес по принципу "пипл и это схавает/рабы и этому пусть будут рады".
- Не хотим судебных разбирательств, жалоб в проверяющие инстанции и их проверок. Смотрим п.2.
- Не хотим, чтоб стало достоянием общественности. Смотрим п. 2. Лучше признать и исправить, чем запрещать и угрожать. На первом имидж можно построить, а на последнем испортить. Первое — сложней, второе — попроще.
- Чтоб не узнало начальство. Нерадивые сотрудники пытаются себя обезопасить, а то оштрафуют, уволят. Опять же не по адресу проблему решают. Надо начать работать хотя бы нормально… Но это, конечно, сложно. Проще косячить и запрещать съёмку возможных нарушений.
Вывод
Смысл запрещать? Пользы никакой. Для умного и находчивого человека это является намёком на то, что здесь что-то не так, надо копнуть, тут что-то нарушается! Ваши запреты — красная тряпка на быка! Особенно, если это тролль, блогер, журналист или конкуренты.
Что делать? Давний и весьма гениальный русский вопрос…
Помогать! Покажите свою клиентоориентированность и открытость на деле. Устройте тем, кто снимает экскурсию, покажите лучшие места, объясните, расскажите. Демонстрируйте свою внимательность и доброжелательность, заинтересованность в большем предоставлении информации! А если косяк, тут же исправьте! Покажите свою готовность видеть ошибки и тут же их исправлять! Ценны не те компании, у кого нет ошибок, ценны те, кто их готов и умеет исправлять! Ведь вы можете направить внимание снимающих в нужную вам сторону всего лишь при помощи доброжелательности, которую ожидают меньше всего. А профессионалу в бизнесе или конкурентной разведке не надо и снимать… Ему достаточно посмотреть на ваши полки и станет понятно:
- какие бизнес-процессы у вас страдают,
- к чему это приводит,
- какая у вас выручка с квадратного метра,
- сколько и кто у вас воруют,
- когда вы закроетесь…
Станьте открытыми на деле, ведь в ваших и так уже публичных стенах ничего секретного нет! Более того, начните съёмки поощрять! От таблички "снимать у нас можно" до организаций ярких композиционных выкладок, удивительных акций, незабываемых дегустаций, увлекательных мастер-классов, вдохновляющих флешмобов и пр. Инструментов масса! Проявите активность в этом!