В сегодняшнее время многим российским компаниям приходится преодолевать кризис, связанный с существенным снижением потребления товаров и услуг. И, конечно, когда вопрос стоит "не завалиться на бок", как выражаются сами предприниматели, трудно представить для них сегодня возможность применения методологии-философии постоянных и настойчивых, в общем-то неспешных изменений по "Кайдзен". Тут нужно энергично, упорно и грамотно преодолевать кризис! Вместе с тем, многие российские компании продолжают и сегодня работать стабильно с точки зрения сбыта, а ряд уже достигли "дна спада" и прибывают в состоянии "стабильности внизу" На этом фоне опять возникла "тема Кайдзен", о которой, несмотря на множество публикаций из прошлого и из настоящего, есть что рассказать Вашему покорному слуге. По мотивам собственного много-многолетнего предпринимательского и руководящего опыта, и большого количества проведённых по этой теме обучения и консалтинговых проектов.
Итак, что может на практике дать применений методологии Кайдзен сегодня? 1-оптимизацию бизнес-процессов, 2-оптимизацию затрат, 3-повышение качества товаров и услуг, 4-снижение себестоимости товаров и услуг, 5 — повышение степени соответствия товаров и услуг "мечтам и чаяниям" потребителям, 6-повышения сервисности и дружелюбности компании в глазах покупателей и потребителей, 6-повышение лояльности персонала компании к самой компании. А в итоге — повышение конкурентоспособности компании, рост её деловой репутации, увеличение продаж, повышение степени удовлетворённости компанией со стороны сотрудников, менеджмента и собственников.
А теперь посмотрим на основные принципы Кайдзен
- Принцип 1: "Ориентироваться на процесс, а не на результат". При этом хорошо отлаженные бизнес-процессы и технологические процессы неминуемо дают хороший результат. На практике нужно, конечно, применять и процессное управление, и управление по целям, и управление по результатам. Но не забывать первое, и главное — его усиливать.
- Принцип 2: "Постоянно заботиться о качестве продукции". При этом заботиться и о потребительских свойствах продукции. В итоге должны быть хорошо отлаженная система менеджмента качества продукции и система менеджмента потребительских свойств. На практике СМК и СМПС должны, в компании, которая что-то производит, работать "как часики". В больших компаниях для СМК создают специализированное подразделение, а в СМПС работает работает отдел маркетинга. А если их нет по причине малости компании, то главным менеджером качества и потребительских свойств неминуемо должен стать руководитель компании…
- Принцип 3: "Добиваться полной стандартизации. Успешно изменять можно то, что стандартизировано" Поэтому все основные, и даже вспомогательные бизнес-и технологические процессы компании должны быть в постоянном фокусе внимания менеджмента". Они должны постоянно контролироваться и подвергаться анализу(а анализ и контроль при этом — самостоятельные и регламентированные бизнес-процессы), и на его основе — постоянному улучшению. На практике нужно прописать на бумаге все основные, а затем-вспомогательные технологические и бизнес-процессы в виде приказов, инструкций, указаний, памяток, скриптов в работе, технологических карт и пр., и добиваться их безусловного исполнения, наблюдать их применением и корректировать с целью улучшения.
- Принцип 4: "Быть честными и открытыми внутри коллектива для обнаружения и устранения недостатков в работе. В первую очередь выявлять и устранять те недостатки, которые влияют на мнение покупателей и потребителей в отношении компании и её продукции, затем те, которые ведут к браку, потом работать с теми, которые снижают качество продукции, затем с теми, которые увеличивают затраты, и потом — со всеми остальными. Конечно, мы все понимаем, что на первое место нужно реально ставить устранение недостатков по охране труда, по пожарной и промышленной безопасности, но далее по списку — всё по Кайдзен. И в нашей действительности нужно обязательно лечить очень распространённую "болезнь" внутри коллективов — скрывать недостатки, искать виновных и перекладывать вину друг на друга, и тем более — сознательно идти на нарушение качества товаров и правил работы.
- Принцип 5: "Информировать коллектив о планах, возможностях, сложностях и проблемах компании". Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов такие правила работы с информацией, как "дозирования информации", "подготовки и упаковки информации", "своевременности подачи информации", "защиты информации" и некоторые другие, но в принципе, Кайдзен и здесь прав.
В нашей действительности отсутствие информации порождает не только неуверенность и панику, но и обязательно — домысли и вымыслы, распространение вредных слухов.
Стоит ли браться за Кайдзен? Не заниматься ли только стимулированием сбыта и отчасти — развитием (через масштабирование бизнеса, франчайзинг, развитие онлайн — продаж и прочие инструменты и технологии)? У меня лично ответ такой: одно другому не мешает! Скорее даже, Кайдзен будет только способствовать развитию, несмотря на кажущуюся его громоздкость и затратность.