Недавно я была на учёбе. Мы по алгоритмам разрабатывали социальные проекты. Пять групп участников — пять произвольных тем. Соседний стол меня "зацепил": главная цель проекта — отвратить детей от интернета. Способы реализации — организовывать весёлые мероприятия с приглашением "звёзд"; заказчики — родители детей.
Я — психолог, бизнес-тренер. Иногда в перерывах корпоративных тренингов ко мне подходят слушатели и спрашивают: "Можно с вами проконсультироваться?". И я уже знаю заранее, о чём пойдёт речь: "Как подростка (сына/дочь) отвратить от Интернета? Что делать? Дети не слушаются, сидят за ПК, хамят в ответ, обманывают, к друзьям уходят играть в компьютер и т.д. "
В чём причина? Обратимся к биологии человека, к структуре его головного мозга. Потребности человека находятся в подсознании (в белом веществе) и в зону сознания они выходят в виде интересов (меня всегда забавляет совет: выясните потребности покупателя).
Желание играть — это очень сильное эмоциональное переживание. Играть любит "Ребёнок", который живёт в каждом взрослом и тем более в самом ребёнке. Желание — это и есть мотивация.
Почему подросток во время игры не слышит родителя? Потому что родитель не туда стучится. В своих увещеваниях он апеллирует к сознанию ребёнка (к серому веществу). А эмоциональные переживания, вызванные играми в ПК, возникают в белом веществе (точнее, в лимбической системе — совокупности ряда структур головного мозга). Разум или эмоция, что же одержит верх над ребёнком? Запрещая играть, мы ограничиваем доступ к удовольствиям, становимся врагами.
Хорошая новость. Первые шаги уже сделаны. Это программы родительского контроля в мобильных телефонах. Я наблюдаю за своей внучкой. Ей 6 лет и уже полтора года она пользуется андроидом. Мы присылаем ей в WhatsApp различные ролики о животных, фотографии, аудиозаписи. Наша задача — вести ребёнка за собой, а не догонять.
Прогресс идёт вперёд, вселенная развивается. Бесполезно стенать, что дети книжек не читают, что у них клиповое сознание и т.п. Наши дети активно адаптируются к новым знаниям и реалиям. Старыми методами их к себе не вернуть. А главное — не надо! Идеи, типа "встречи со звёздами", взрослые могут оставить себе, это их представления об интересном. Наши дети давно космические, информацию они осваивают с огромной скоростью. Это качественный скачок в развитии.
Задача родителей — работать на опережение. Если наши дети прописались в Интернете, значит, мы уже должны быть там, вести/сопровождать в рамках своей системы ценностей, формировать человеческое в человеке. Вот где должен реализовываться родительский контроль.
Нужны новые типы программ, приложений. Это очередное непаханое поле для социальных проектов и инвесторов. Заказчики прежние — родители.
Нам нужны семейные программы для ПК и мобильных устройств. И это не просто игры с прохождением уровней. Это должны быть наборы игр с решением социальных (нравственных) задач: обучение, лечение, строительство, исследование, полёты, погружения, кулинария, творческие мастерские. Но!!! Это должны быть приложения для всей семьи. Девайсы персональные — программа одна на всех. Мы в полушаге от этой темы.