Продавцы-консультанты, менеджеры по продажам и др. Любопытная у них профессия. Рисковая. С точки зрения коммуникаций и позитива в них. Что я имею ввиду? Поделюсь письмом от одного из продающих специалистов.
"…Нас ругают. Все, кому не лень. Начальник за то, что не перевыполняем план и он не получает повышенную премию. Директор за прибыль меньшую, чем он планировал. Бухгалтеры за то, что постоянно их отвлекаем своими счетами от работы. Маркетологи за то, что на их взгляд недостаточно эффективно отрабатываем входящий поток. Логисты и курьеры за то, что им опять куда-то нужно ехать и бежать. Клиенты за то, что им надоедаем с предложениями, звонками, письмами и т.д…"
Согласитесь, это не полный перечень?! Ведь порой продающих специалистов ругают ещё и за огрехи их коллег: юрист не вовремя подготовил договор, бухгалтер с опозданием сообщил об оплате, кладовщики грубы и невнимательны, маркетологи не потрудились сделать понятным сайт и пр. Но всё это сыпется на них — продажников! А ведь ещё есть и их личные "косяки": забыли, упустили, не поняли, поленились и т.д.
Я предлагаю сейчас не говорить о личных "косяках" продающих специалистов. А поговорить о том, каково же этим сотрудникам, на которых со всех сторон летят "шишки" и "камни"? Да, на них смотрят с большим ожиданием, особенно руководители и собственники. Да, от них шарахаются клиенты, боясь что им сейчас опять что-то "вмылят". Им высказывают негатив и раздражение (порой не на них, а на жизнь) в лицо, пишут гневные послания в книге отзывов и предложений, ругают на форумах, жалуются в колл-центрах и пр.
Но ведь не всегда так плохо они работают? Верно? Давайте вспомним, наверняка, у каждого есть любимый продавец — именно к нему мы пойдём, позвоним, напишем! Точно же было, когда продающий специалист подобрал тот товар или услугу, от которой пришли в восторг и испытали радость, вспоминаем добрым словом! И скорей всего были случаи, когда благодаря именно продажнику сделали новый шаг и в чем-то вышли на качественно новый уровень! И конечно же были случаи и много, когда продающий специалист просто зарядил классным, бодрым, позитивным настроением! И много — много чего ещё!
Отчего мы не всегда их благодарим? Может потому что считаем, что они должны? Но одно дело делать то, что должен, а другое дело от души… Можно и от души — многие продавцы так и делают. Особенно поначалу. Но раз за разом натыкаясь на сухое "спасибо" или вовсе его отсутствие, теряют свой энтузиазм и вдохновение. Как же это исправить? Можно "продажникам" себя подпитывать и вдохновлять, можно это делать по отношению к своим продающим сотрудникам и работодателю. А ещё это можно делать покупателю.
Личный опыт
В одном из бизнес-центров на 1 этаже есть возможность заказать себе кофе. Я обратилась к девушке, обозначила какое кофе мне нужно, получила его и сдачу. В конце обслуживания услышала: "Спасибо Вам. Желаю хорошего и радостного дня!" Это было сказано так бодро, так весело, так живо, что я непроизвольно улыбнулась в ответ. И сказала ей: "Так приятно это слышать! Сразу хочется идти и делать что-то интересное! Спасибо за доброе пожелание!" Я не забуду выражения лица девушки. Эта была смесь чувств — удивление и радость. Её лицо вмиг расцвело, а по её настроению было видно — она теперь всем готова это желать! От всей души! А ведь я просто сказала слова благодарности, отметила, как приятно мне было услышать её пожелания и какой эффект они на меня произвели! Мелочь? Да! Но девушке стало приятно! И это уже не мелочь! Как минимум ещё нескольким человекам она подарит хорошее настроение! И это тоже не мелочь! Она будет знать, что не все покупатели — вредные, придирчивые, капризные, самоутверждающиеся за её счёт и пр. Есть те, которым действительно важно то, что она делает! И возможно она поймёт, что на самом деле — это важно для всех!
Мой личный стилист по моему запросу привозит мне всякие женские косметические штучки. В последний раз она помимо заказанного привезла ещё пару вещиц, которые очень хвалила. Я решила поддаться на её уговоры. На следующий день воспользовалась купленными новинками и… была в восторге. Не откладывая дело в долгий ящик, позвонила ей и поделилась своими позитивными впечатлениями! Думаю, не стоит говорить, что по её реакции, я поняла, что для неё моё удовольствие от покупки было очень и очень важно, принесло ей радость и удовлетворение от своей работы!
Может если мы, будучи клиентами, почаще будем благодарить наших продавцов, менеджеров за их хорошую, достойную работу, то она будет ещё лучше? А может быть будет лучше не только работа?
Это так легко — внести чуточку добра в этот мир, и в мир продажника в том числе. Чуть-чуть добра — это же мало, не затруднительно. Но если это делать постоянно и многим — то это становится гораздо больше, чем чуть-чуть!
Благодарите тех продающих специалистов, с которыми Вам было приятно, полезно, интересно, продуктивно, плодотворно делать покупку! Не скупитесь! Не откладывайте на завтра!
Здесь и сейчас! Будьте щедрыми на благодарности! Это легко! А эффект — заразительный!