Возможно правильней было бы назвать эту статью по-другому.
Состояние растерянности (пусть будет такое определение происходящего) у ряда собственников, руководителей, сотрудников вызвано многими внешними факторами. Но есть у этого и внутренние причины.
Очень долго у нас в бизнес, работу играли и что-то практиковали. Кто-то продолжает это делать до сих пор. Это здорово. Но… во всëм должна быть уместность и правильная дозировка.
Игра, практика — прекрасные помощники, но плохие хозяева. Хозяином должны быть мысль, разумность.
А с другой стороны весьма часто стоит задавать вопрос — кому то или иное выгодно? Кому выгодно, чтоб играли и непонятно что практиковали вместо думали, мыслили?
Что происходило, происходит и будет происходить во внешней среде?
Глобальность — быстро и серьёзно меняющийся мир.
Явлений много, но стоит выделить особые 2:
Технологии, которые определяют преимущества не просто на несколько лет, а на десятки лет, я бы даже сказала, счёт пошёл уже на сотни; создают колоссальные разрывы, а значит весьма отличные друг от друга секторы, что может играть как в плюс, так и в минус.
Геополитика и геоэкономика, которые тянут за собой все остальное, причём их мощь можно сравнить с ураганами.
Да, будет ещё один пункт — третий. Игра видимого и невидимого, поверхностного и глубокого восприятия. Если мы выглянем в окно — мы увидим знакомое небо, пока ещё зелёные деревья, привычную, казалось бы, спокойную суету людей и движение авто. Но это лишь видимость. Невидимое не значит отсутствующее в принципе. То, что в определённый период является невидимым однажды станет проявленным, наберёт силу и станет трендом, а то, что было трендом однажды уйдёт. Хорошо когда в любой период времени есть полное восприятие реальности.
Не на все в этом вопросе у российского бизнеса есть возможность повлиять, тем более изменить, однако, максимально учитывать и адаптироваться (лучше заранее) необходимо.
Локальность — подмена и искажение понятий, что затрудняет ориентацию в происходящем и выработку решений.
Например?
Снижение морально-нравственных качеств у всех участников рынка — как это ни странно это важно, особенно в текущих и предстоящих условиях рынка.
Шринкинфляция и даунсайзинг — кстати, все ли РОПы, коммерческие директоры, руководители и директоры по маркетингу знакомы с этими понятиями, причинами их появления и следствиями?
Минимизация разнообразия на полке и антитренд на засилье СТМ сетей и пр., что сужает возможности для игроков рынка, а в текущих условиях создаёт особые риски.
Нечестный маркетинг, а так же в этом контексте стоит сказать и о нечестном HR-маркетинге.
Дефицит производственных кадров (а так же высокопрофессиональных управленческих — слишком много, кто умеет играть и практиковать в погоне за очередной модной идеей и слишком мало тех, кто умеет думать, да ещё на опережение), который будет ещё больше. Уже давно многих специалистов ищут по всей стране, при этом люди не имеют особенности молодеть, они, к сожалению, имеют особенность стареть и не только. На фоне любви HR к стереотипам и шаблонам в поиске, подборе кадров это ещё больше сужает возможности предприятия.
А вот здесь есть большой простор для деятельности и масса возможностей, особенно если подойти к этому с умом и творчески.
Производитель, продавец. Что можно выделить здесь:
Способность экспериментировать и создавать ноу-хау, да и просто креатив, с которым у нас в последние годы, даже в рекламе, стало совсем грустно и банально (при этом глупость не является креативом).
Необходимость расшифровать обратную связь от потребителя и принимать решения с учётом именно этой расшифровки. К сожалению, обратную связь многие компании не воспринимают, а если воспринимают, то буквально, что является ошибкой. Её необходимо расшифровать.
Аналогично подходят и к анализу взаимодействия, коммуникации с клиентами, анализу звонков из-за чего теряется масса ценной информации — идеи для рекламных кампаний, целые сегменты рынка и пр.
Готовность учиться, заимствовать у других рынков, объединяться, расширяться — ведь эпоха интеграции, синтеза давным — давно началась. Специализация — грубейшая ошибка! Специализация возможна только на стадии появления нового рынка и частично, в начала этапе развития рынка. Так же она может эффективна лишь в некоторых сегментах некоторых отраслей. Во всем остальном и дальше — это не эффективный путь. Поэтому интеграция и универсальность в помощь. А для этого нужны синтез, целостность, широта, системность, надсистемность и пр.
Быстрая адаптация + сохранение долгосрочности планирования (этому можно поучиться и у китайской мудрости) ещё одни незаменимые помощники.
Кооперация с другими производителями (со своего рынка, с других рынков, но с которыми общие проблемы) для решения вопросов, с которыми по одиночке не справится.
Умение быть независимым от сетей, "а-ля сетей" — это очень болезненный вопрос для многих предприятий, требующий системного подхода в своём решении.
Так что в этом блоке так же есть большой простор для деятельности и масса возможностей. Профессионализм и креатив в помощь.
Потребитель, который в массе своей, на многих рынках просто находится в шоке от всего происходящего. Привыкает, куда деваться. Но недовольство, разочарование и напряжение сохраняются и нарастают, причём большими темпами.
Да, с одной стороны есть отсутствие качественной обратной связи от потребителя, но с другой стороны что ожидать от него, если опрос, анализ формальный, заведомо ничего не меняющий и потребитель об этом заранее прекрасно знает.
Потребитель легко обещает и легко нарушает обещание — почему бы ему так не делать в текущих условиях с учётом всего вышесказанного?
Правильные вопросы в исследованиях, опросах, аналитике + нестандартная расшифровка ответов + отказ от формальности с примесью "универсально — модно — навязанных технологий" + грамотная аналитика (не случайно именно анализ фундаментальная управленческая компетенция) продаж помогут стать ближе к потребителю и вернуть его хотя бы в нормальное, спокойное состояние, что позитивно скажется на его желании покупать, сохранять лояльность и пр.
Внешняя среда всегда сложная, а в некоторые периоды особенно. Это побуждает мыслить, прежде чем делать, что в свою очередь приводит к новому усложнению.