Часто бывает, когда человек не может понять своё истинное предназначение в жизни: чем ему надо заниматься, в какой сфере деятельности найти своё призвание, той ли работой он сейчас занят и тому подобное. Большинству людей интересно и важно знать, как выбрать правильную профессию или занятие.
Я думаю, что гармоничная, оптимальная для человека, способствующая его развитию сфера деятельности определяется ещё в детстве на основе двух вещей. Первое — это способности человека, а второе — его склонности (интересы). Например, если человеку в детстве легко давалась математика, но при этом его увлечение направлено на техническую деятельность, конструирование, то желательно совместить эти две стороны личности. Тогда получится конструктор технических систем и машин. Здесь гармонично совмещаются способности, склонности и интересы.
Совсем не обязательно при способностях к математике становиться математиком или при способностях к спорту — спортсменом. Это может быть не интересно для этого человека, он будет себя заставлять и станет несчастным.
Как пишет Геннадий Эль в своей книге "Мужское и Женское. Вспомни Всё":
"Способности человека — это скорость обучения в той или иной области. Мы отличаемся друг от друга именно способностями. Возможности у людей всегда одинаковы. Что такое возможности? Это стандартное тело человека — две руки, две ноги и так далее, это стандартный разум и стандартный набор чувств. Правда, варианты всегда существуют, как в калейдоскопе: повернёшь — и рисунок меняется, но набор остаётся одним и тем же".
Итак, мы отличаемся друг от друга только скоростью обучения в той или иной области, это и называется способностями. Человек может быть хорошим математиком, но при этом очень плохо водить автомобиль, а другой — наоборот. Но любой из них может научиться или, другими словами, вспомнить, как это делать достаточно хорошо. Просто одному потребуется меньше времени, а другому — больше. Это и есть скорость обучения, а точнее, скорость воспоминания в той или иной области.
При выборе будущей профессии или её смене зрелому человеку необходимо учитывать свои детские и нынешние, вспомнившиеся интересы и способности, а также образование и жизненный опыт. Из этого складывается профессия, которая будет интересна человеку, и которой он с успехом будет заниматься. Успех — от слова "успеть", то есть не отставать, но в тоже время и не торопиться.
Если человек занимается своим делом, тем делом, которое ему интересно и в котором он себя реализует, ощущает себя победителем и творцом, создаёт новое, то такой человек чувствует себя удовлетворённым и счастливым. Он — реализован. Если же человек ничего не создаёт, а делает одно и тоже, как на конвейере, то от этого ему мало удовлетворения.
Приведу для примера один известный анекдот:
"Зовёт к себе султан евнуха и говорит:
"Приведи-ка мне мою первую жену".
Тот оформил. Чуть позже — вторую. Третью, четвёртую… двадцатую…
Двадцать четвёртую. Послали его уже за двадцать пятой.
А он, бедняга, уже весь чёрный, в мыле, еле дышит.
И говорит султану:
— О, мой господин! Объясни, как же так, я вожу к тебе твоих жён,
уже вымотался весь, а ты — как огурчик?
А султан ему и отвечает:
— Утомляет не любимая работа, а бесцельное шатание по коридорам".