1 января 2017 года вступила в силу новая редакция Трудового кодекса РФ. Изменения связаны с введением независимой оценки квалификации, установлением требования предоставления нового обязательного документа при устройстве на работу, появлением новой главы о регулировании труда работников малого бизнеса и т.д.
В 2017 году начнёт работать система независимых центров оценки соответствия соискателей положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям. Это инструмент, который можно использовать во всех базовых HR-процессах!
Работодатель сможет:
- Объективно оценить компетенции кандидатов при проведении конкурсного отбора на вакансию;
- Сформировать кадровый резерв! Стандарты содержит перечень требований к специалистам;
- Разработать план развития персонала! В стандартах, есть ответы на вопрос: "Что должен уметь специалист?";
- Объективно провести сокращение персонала!
Для специалиста — это возможность определить личный план развития и получить независимую оценку своих компетенций! Статья 197 ТК РФ предусматривает право работников на прохождение независимой оценки квалификации.
Хотя есть и другая "сторона медали"!
Если среди кандидатов на работу к Вам пришёл специалист с официальным сертификатом от "Центра оценки", но вы его не берёте — любой соискатель, которому отказали в трудоустройстве, имеет право обратиться к несостоявшемуся работодателю с вопросом: "Почему?" Вопрос должен быть задан письменно. В ответ работодатель в течение семи рабочих дней с момента получения запроса должен представить письменный же ответ (ст. 64 ТК РФ). Загвоздка в том, что ответ должен быть написан таким образом, чтобы, даже отправившись в суд, непринятый кандидат не навлёк сложностей. Соответственно, необходимо серьёзно подойти к "причине отказа".
В связи с введением центров оценки часто возникал вопрос: "За чей счёт банкет?"
Внесённые поправки дают ответ на этот вопрос.
Оплата прохождения такой оценки будет осуществляться за счёт средств инициатора оценки — работодателя или соискателя.
Поправки внесены Федеральным законом России от 3 июля 2016 г. №239-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации" от 03.07.2016 N 239-ФЗ (действующая редакция, 2016).
Данным законом внесены поправки в статью 187 и 196 трудового кодекса России:
- "Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации".
- "Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации"".
Микропредприятия, как работодатели получат возможность полностью или частично отказаться от принятия правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности. Трудовые договоры такими работодателями должны будут заключаться на основе типовой формы
Это нововведение значительно упрощает документооборот для микро-предприятий.
Что такое микропредприятие? Микропредприятие — это предприятие малого бизнеса (ООО, ИП), которое имеет размер годовой выручки (за прошедший год) и балансовой стоимости активов не более 120 млн руб., а численность работников — не более 15 человек за прошедший год (постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. №702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства", ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
А теперь приведём конкретные выдержки из документов
Глава 48: "Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям".
Статья 309:
Общие положения: у работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям (далее — работодатели — субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учётом особенностей, установленных настоящей главой.
В случае, если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесён к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения, не позднее четырёх месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учёта особенностей, установленных настоящей главой.
Статья 309:
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя — субъекта малого предпринимательства, который отнесён к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами.
Резюмируем!
Работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесён к микропредприятия, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесён к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Перечень документов необходимых для заключения трудовых договоров определённый статьёй 65 ТК РФ дополнен
Человек, который устраиваются на работу, должен предоставить работодателю справку от органов МВД о том, является или не он подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Это требуется в отношении работы, на которую действует запрет о привлечении лиц до окончания срока, в течение которого они считаются подвергнутым административному наказанию.
Цитируем:
"1) часть первую статьи 65 дополнить абзацем следующего содержания: "справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию."; 2) в статье 213: а) дополнить новой частью шестой следующего содержания: "Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение Федеральный закон от 13.07.2015 N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"".
Также внесены изменения в статьи трудового законодательства регулирующие порядок оплаты труда в частности статьи: 136, 236, 360, 392. Внесены изменения в ряд статей гражданского кодекса в частности в ст.29. Внесены изменения в порядок проведения специальной оценки условий труда.