Для того, чтобы подготовить идеальное выступление нужно разобрать несколько аспектов. Один из аспектов — это разбор целевой аудитории. Кто вас будет слушать?
Так часто во время подготовки к выступлению мы зацикливаемся на том, что мы хотим сказать и как будем выглядеть. В то время как, нам нужно сфокусироваться на том, кто наша аудитория, для кого мы выступаем.
Публичные выступления являются общей деятельностью, которая предполагает взаимодействие между оратором и аудиторией. Для того, чтобы вас слушали вам нужно создать честные отношения с вашим слушателем. В случае, если спикер выступает просто для зрителей, он просто выступает для зрителей. Необходимо создавать смыслы между спикером и аудиторией — это то, что всех объединит.
История
Поиск спикера остановился на именитом для нашего города предпринимателе. Событие предполагало короткое выступление на тему бизнеса. В целом, о бизнесе можно говорить много, поэтому мы обозначили что именно хотели бы услышать от него.
Ничто не предвещало провала. Детали мы не стали обсуждать, так как спикер заверил, что тема давно им проработана и выступит без проблем.
Во время выступления спикерам (они выступали вдвоём) было очень сложно работать с аудиторией, так как их выступление было направлено на молодых ребят, которые только задумались о бизнесе. Наша аудитория по бОльшей части была из тех, кто уже занимается бизнесом, либо из тех, кто занимает высокие должности. Поэтому этот speech для данной аудитории был неактуален.
Игнорирование аудитории привело к провалу выступления. Яйцами и тухлыми помидорами никто не кидался, но впечатления остались не самые лучшие. Хотя в этой ситуации можно было бы поступить по-другому: сделать анализ аудитории и немного переделать своё базовое выступление под данную аудиторию.
Дело в том, что отсутствие или осознанное игнорирование анализа аудитории может привести к тому, что вас просто не будут слушать, не будут реагировать на ваши вопросы. Хуже обстоят дела, если вы будете использовать фразы или термины, которые могут быть для данной аудитории оскорбительными.
Лучший способ уменьшить риск таких ситуаций заключается в проведении анализа аудитории при подготовке речь.
Анализ аудитории — это процесс сбора информации о людях в вашей аудитории, чтобы вы могли понять их потребности, ожидания, убеждения.
Если немного поразмышлять, эта мысль станет для вас очевидной — это инвестиции вашей аудитории в вас. Речь не только о том, что на виду, — вроде потраченного времени и внимания, но и о более тонких материях — о готовности слушателей ассоциировать себя с вами и вашей историей.
Как ни крути, а возможность выступить перед группой людей — большая честь.
Первое, что хороший анализ аудитории может сделать, это помочь вам сосредоточить своё содержание для вашей конкретной аудитории. Если вы планируете произнести убедительную речь о том, почему люди должны стать вегетарианцами, и вы узнаете, что половина вашей аудитории — дети скотоводов, вам нужно тщательно продумать свой подход к содержанию. Возможно, вам нужно будет настроить свою тему, чтобы сосредоточиться на преимуществах вегетарианства, не пытаясь явно убедить аудиторию.
В любой аудитории всегда будет несколько скептиков, если вы продумаете свою тему с учётом вашей аудитории, вы можете найти тему, которая будет интересна вам как докладчику и полезна для вашей аудитории.
Существует ещё другая крайность — сдаться и сделать содержание презентации настолько общим, чтобы никто из слушателей не почувствовал себя задетым или обойдённым вниманием. С тем же успехом можно снять фильм в стиле экшн, а потом вырезать из него все самое интересное в попытке обойти возрастные ограничения. Короче, это ужасная идея.
Лучшая стратегия находится посередине: ваше выступление должно быть достаточно содержательной и гибкой, чтобы отвечать потребностям конкретной аудитории и всех тех типажей, которые в ней есть, и в то же время достаточно универсальной, чтобы её можно было проводить снова и снова. Такое выступление будет более ценной и для вас как докладчика, и для вашей аудитории: вы не только сумеете донести своё сообщение до слушателей, но и проявите уважение к ним — а это довольно редкое событие. В качестве альтернативы я предлагаю вам один простой, но действенный способ разбить аудиторию на группы по типам личности.
Аудиторию я делю на две группы: аналитики и эмпаты.
Аналитики или любители фактов
Есть аудитория, которая воспринимает только факты, цифры, статистику и т.п.
Такая аудитория не будет воспринимать ваше выступление, если в нем нет цифр и данных.
Пример выступления аналитика Ханс Рослинг "Самая лучшая статистика".
Эмпаты или люди с очень высоким эмоциональным уровнем
Эта часть аудитории воспринимает информацию в виде эмоций: переживания, сострадание, улыбки. Для такой аудитории будет важно услышать о важности, ценности того, о чём вы говорите.
Пример выступления эмпата Рита Пирсон "Каждому ребёнку нужен наставник".
На любом событии есть люди первой и второй группы. Делая анализ аудитории, необходимо понять кого больше в данной ситуации: аналитиков или эмпатов. Но это не говорит, что если в зале больше аналитиков ваше выступление должно состоять только из цифр. Нужно подойти так, чтобы выступление было понятно тем и этим.
С другой стороны, всегда нужно анализировать себя: вы, как аналитик или вы, как эмпат.
История
Я не так давно готовила выступление двух девушек на форум OpenDay.
Одна из девушек — эмпат. Другая — аналитик.
С первой девушкой мы решили, что в её выступлении будут образы и эмоции. В данной ситуации были большие риски — аудитория могла не воспринять её выступление серьёзно. Так как большая часть аудитории состояла из женщин она легко попала на одну волну с ними. Тем более многие женщины, как и она, были мамами.
Со второй девушкой был другой риск — сложно передавать эмоции, так как она предприниматель. Она сухой аналитик, в её голове всегда создаются логические структуры. Учитывая, что аудитория состоит из предпринимателей и, в основном, из девушек, мы приняли решение использовать понятные термины для предпринимателей и историю из жизни нашего спикера, что являлось для неё довольно эмоциональным элементом.
Делаем выводы
Думать шире и смотреть глубже — вот то, за что отвечает спикер.
Правильно подобрав составляющие элементы, вы заложите прочный фундамент для дальнейшей работы. А если вы сделаете слишком много допущений или загоните себя в ловушку, положившись на стереотипы, вы рискуете потерять свою аудиторию ещё до того, как начнёте выступление.
Домашнее задание
Выберите тему и затем напишите тезисы для каждой аудиторий: студенты, военные ветераны, налогоплательщики, жертвы преступлений и профессиональные спортсмены.