Что такое LSP?
Метод Lego® Serioius play® — это метод фасилитации групповых обсуждений. Метод направлен на прояснение скрытых знаний о ситуациях, вопроса или задачах, стоящих перед бизнесом. От обычной игры в кубики Lego метод Lego serious play отличается тем, что в обычной игре мы в основном строим объекты реального мира. В работе по методу Lego serious play в основном строятся неявные представления участников о ситуации в команде, в организации, в бизнесе.
Метод имеет под собой твёрдую научную основу, более пяти лет предварительных исследований, проведённых под эгидой компании Lego® профессорами швейцарской школы бизнеса IMD Йоханом Роосом и Бартом Виктором (Johan Roos и Bart Victor). Учёные провели огромное количество пробных стратегических сессий, сформировали как сам метод работы, так и специальные комплекты кубиков Lego для фасилитации совещаний с использование метода.
Как возник метод LSP?
В своей книге Building a better business using the Lego® Serious play® method авторы Пер Кристиансен и Роберт Расмуссен, бывшие сотрудники компании Lego, сейчас — мастер-тренера фасилитации с помощью метода Lego serious play, рассказывают, что в середине 90-х Кьельд Кирк Кристиансен — владелец компании Lego был всерьёз озабочен появлением новых компьтерных игр, которые угрожали рынку традиционных игрушек. Поэтому Кирк Кристиансен активно инициировал проведение стратегических сессий. Но он не был удовлетворён достигнутыми результатами.
Одновременно с этим, в Швейцаррии, в Лозане, в одной из лучших европейских школ бизнеса IMD, с теми же проблемами столкнулись Йохан Роос и Барт Виктор, занимавшиеся вопросами управления знаниями (knowledge management). Все трое верили, что (а) люди являются основой успеха организаций в бизнесе и настроены и хотят все делать хорошо и что (б) стратегия, это то, чем живут, а не внутренний организационный документ.
Объединив усилия в рамках компании Executive Discovery Ltd., учёные и бизнесмен приступили к созданию метода. За более чем пять лет подготовки было проведено множество сессий, сделано более 20 итераций, использованы тонны кубиков Lego, апробированы различные сочетания деталей и последовательности шагов. В результате к 2001 году было достигнуто, что процесс Lego serious play стабильно работал для самых разных групп и задач. В этом году был произведён первый выпуск фасилитаторов метода.
Как это работает?
Ключевой процесс метода Lego® Serious play® повторяется в каждом такте работы:
- Постановка вопроса.
- Конструирование.
- Обсуждение.
- Рефлексия.
Для самой же работы с кубиками используются семь разных техник конструирования:
- Строительство индивидуальных моделей и историй.
- Строительство совместных моделей и рассказывание историй.
- Создание ландшафта ситуации.
- Установление связей между моделями.
- Строительство системы.
- Разыгрывание непредвиденных ситуаций и принятие решений.
- Выявление простых руководящих принципов.
Какие результаты даёт использование метода?
Метод Lego® Serious play® является в первую очередь методом моделирования неосязаемых идей и скрытых знаний участников. Метод позволяет перевернуть взгляд участников на привычные ситуации и проблемы, найти новые идеи для решения поставленных задач. Метод позволяет вовлечь участников в живой процесс обсуждения важных вопросов бизнеса.
При использовании метода надо строго разделять моделирование и обсуждения моделей (собственно — использование метода LSP) и серьёзное принятие решений в отношении бизнеса. Игра и моделирование — лишь способ подготовиться к принятию сложных решений. Даже пространственно лучше разделять эти две реальности в работе на сессии.
В результате работы с использованием метода LSP участники открывают для себя больше информации о ситуации, проясняют сложные взаимосвязи между элементами ситуации, тренируются принимать решения в режиме: "что будет, если…".
Сессия по работе с использованием метода Lego® Serious play® может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Наиболее частыми объектами моделирования, с которыми работают в ходе LSP-сессий:
- Стратегия бизнеса.
- Управленческие решения.
- Сам бизнес и его окружение.
- Команда, её ценности и отношения в коллективе.
- Базовые принципы и парадигму компании.
- Новые проекты или бизнес-процессы.
- Качество, совершенствование, развитие и др.
Круг вопросов и задач — поистине бесконечен.