Необычный термин? Согласен. Он из статьи по итогам выступления Аркадия Цукера. Не буду пересказывать всю статью, просто очень советую прочесть. В этой статье рассмотрю два вопроса: "Почему сейчас?" и "Что коптить?"
Почему сейчас? Да хотя бы потому, что передать ГД в "сыром" виде очень проблемно. Не системный бизнес, без описанных бизнес процессов, очень завязан на личности. Это и личность основателя и личности ключевых сотрудников. Основатель, уходя, уносит и часть компетенций, что бы этого не произошло, его работа важно описать и выделить ключевые действия. Это очень сильно упрощает процесс делегирования.
Ключевые сотрудники могут не сработаться с новым руководителем и уйти. Чтобы, при этом, знания остались в компании их работу также важно описать и оптимизировать.
В каждом бизнесе есть четыре ключевых направления, которые важно "коптить":
- "Зачем?" Это обоснование существования Вашего бизнеса. Зачем он Вашим клиентам? Какую ценность вы несёте для них? Как лучше доносить эту ценность? Это область маркетинга, на мой взгляд. Обычно этим занимается собственник. Если появляется ГД, то как планируется работа в этой области? Какими инструментами? Какими специалистами? Хороший маркетолог Вам много ещё каких вопросов задаст. Я знаю нескольких таких.
- "Что?" Какие действия составляют "золотое ядро"? Что можно сделать для того чтобы выполнять их более эффективно? Как правило, это два направления: производство и продажи. Касаемо производства — я не специалист, а вот продажи это область моих компетенций. Основное продажи должны перестать быть "магией героев". Если у Вас так Вы зависимы от ключевых продажников. Технологию продаж необходимо выделить, описать и внедрить в работу всех менеджеров по продажам. Тогда и план будет стабильно выполняться и зависимость о сотрудников пропадет.
- "Как?" На сколько оптимальна работа компании? На столько, на сколько высок управленческий уровень руководителей. Область управления ещё более "родная" для меня чем продажи. Проверьте свою систему управления по 5-и признакам:
- Знают ли сотрудники цель своей работы? Хотя бы просто "в лоб" спросите, много нового узнаете.
- Знают ли руководители оптимальный способ выполнения задач сотрудниками? Проводится ли контроль выполнения технологии? Кто-нибудь занимается оптимизацией технологии работы?
- Знают сотрудники, за что их поощрят? Знают ли руководители кого и как эффективно поощрять? Умеют ли руководители поощрять чем-то, кроме денег?
- Знают ли сотрудники, за что их накажут? Умеют ли руководители требовать и адекватно наказывать за невыполнение требований?
- Есть ли у Вас те люди которых можно поставить в пример? Если таких сотрудников нет, то система управления точно не оптимальна.
- "Кто?" Кто те люди, которые работают у Вас? Насколько они подходят той должности, которую занимают? Умеет ли компания подобрать других на их место? Умеет ли вывести сотрудника на результат? Какова корпоративная культура компании? Кто и как управляет корпоративной культурой? Здесь хороший HR Вам в поддержку. Если не знаете таких — обращайтесь, с удовольствием познакомлю. У нас в городе есть такие специалисты.