Организация процесса
Много написано о процессе организации бизнеса. Есть видеоматериалы, тренинги, вебинары — огромное количество информации. Люди, знакомые с Административной Технологией Л. Рон Хаббарда, скажут: есть оргсхема, есть оргполитика, есть админшкала, наконец. И всё равно возникает вопрос: как же правильно организовать работу компании, чтобы мне (руководителю) не нужно было жить в офисе?
Как писал Л. Рон Хаббард, "Главная неудача любой группы состоит в том, что она не смогла организоваться". Наблюдали такое? Я — очень часто. Именно поэтому для начала мне хотелось с Вами поговорить о процессе организации чего-либо.
"Организация — это процесс подразделения действий и обязанностей на специализированные функции", — Л. Рон Хаббард, статья "Организация" от 7 марта 1969.
Например, снабженец покупает товар — продавцы его продают. Разделение обязанностей. Звучит просто, да? Это и есть просто.
Но почему на практике не всегда получается разделить обязанности? Почему директор выполняет работу за сотрудников, а собственник влезает во все и просто не представляет себе, как отпустить вожжи?! Вы скажете: "Всё просто — без руководителя все сразу остановится, запутается и просто рухнет…"
И будете правы, ведь в большинстве случаев именно владелец и руководитель — действительно отличный специалист. И в большинстве случаев он гораздо компетентнее своих сотрудников. Тяжело смотреть, как кто-то ошибается или мямлит. Так и тянет сказать: "Стоять! Я сам!"
Управлять, а не делать самому
Но если Вам по-настоящему надоело ночевать в офисе, проводить на работе выходные и праздники, то вдумайтесь в эти слова:
"Существует различие между управлением и выполнением, которое некоторым людям трудно понять. Иногда обнаруживается, что человек, который несёт ответственность за какую-либо деятельность, не понимает в достаточной степени, что такое организация, и поэтому пытается выполнять все действия самостоятельно. Это, если преступить порог разумного, действительно может разрушить группу и сделать её бесполезной, поскольку никто из членов группы, за исключением одного, не имеет никаких функций — члены группы ограблены этим одним, имеющим монополию на действия.
Это правда, что деятельный и компетентный человек может выполнять работу лучше. Но он, на самом деле, никогда не сможет делать больше, чем он может делать, тогда как хорошо организованная группа, чьи действия координируются руководителем и где каждый имеет специализированные функции, способна выполнять во много раз больше работы, чем может сделать один человек", — Л. Рон Хаббард, письмо "Организация" от 7 марта 1969.
И тут встаёт вопрос: а готовы ли Вы быть терпимым к сотрудникам, обучать их, исправлять ошибки? И добиваться, чтобы они делали свою работу?
"Не бегите на всех порах, чтобы переделать работу. Подойдите и расскажите, как стоило бы сделать, может быть, нужно показать. И дайте возможность сотруднику получить нужный результат самому".
Это очень похоже на воспитание ребёнка. Кто-то позволяет малышу помогать мыть полы, посуду, готовить. Понимая при этом, что часть посуды разобьётся, на полу останутся лужи, а красивые бутерброды вряд ли съедобны . А кто-то до пяти лет завязывает сыну/дочери шнурки, а потом делает его уроки в школе.
С сотрудниками так же. Видите, как что-то идёт не так? Не бегите на всех порах, чтобы переделать работу. Подойдите и расскажите, как стоило бы сделать, может быть, нужно показать. И дайте возможность сотруднику получить нужный результат самому.
Вы можете сказать: уже устал показывать, объяснять! Понимаю. Поэтому, чтобы не наступать на одни и те же грабли дважды-трижды, я рекомендую писать оргполитику или, попросту говоря, правила… Так и создаётся оргполитика компании, должностные инструкции разных постов.
Так что — будете сами делать всё? Отвечать на все звонки? Общаться с ключевыми клиентами? Или позволите компании расти? Пусть — набивая шишки и ссадины на коленках, но — расти?! Выбор за Вами!
Просто помните, что когда-то у Вас была цель, хорошая цель. Достичь её в одиночку сложно, долго, а часто — невозможно. И Вы стали собирать команду для долгого пути. Не каждый сможет быть частью этой команды. И не каждого Вы хотите видеть рядом.
Вспомните Вашу цель, вынырните из рутины звонков, платёжек, совещаний, проблем — и вспомните ее. Зарядите сотрудников достижением этой цели! Отдайте им их работу! И Ваш корабль бизнеса поплывёт по курсу быстрее!
И в заключении — цитата ЛРХ из публикации "Причина существования организаций": "…ни одна цель, достойная того, чтобы её добиваться, не была когда-либо достигнута без возникновения на этом пути некоторых препятствий или без самоотверженного труда".
Счастливого плавания!