В большинстве случаев бизнесмены являются предпринимателями, особенно в малом бизнесе. А предприниматель — это тот человек, который живёт своим бизнесом, исполняя лидерскую роль и ведя за собой свою команду. Большинство из вас, вероятно, узнали себя в этой роли. Но со временем бизнес растёт, и рост должен быть управляемым.
Любой бизнес начинается как монопродуктовый, а дальше начинают открываться новые направления. Компания развивается "либо вширь, либо вглубь", либо компании растут в улучшении сервиса для существующих клиентов, либо захватывают новые рынки.
Обе стратегии верны с точки зрения бизнеса.
Но что такое стратегия? Стратегия — это путь достижения ваших целей. Всё начинается с цели, к чему вы хотите прийти. В соответствие целям формируется стратегия — конкретный план действий с конкретными задачами, сроками и ответственными, что в совокупности при исполнении позволяет прийти к намеченной цели. Это не просто направление, это не просто взгляд в будущее. Это реальный план, который учитывает все ваши сильные и слабые стороны, имеющиеся ресурсы, возможности вашего бизнеса и риски, с которыми вам предстоит столкнуться.
К сожалению, не у многих бизнесменов в запасе документации можно найти полноценную структурированную стратегию со всеми необходимыми показателями, в т.ч. финансовыми. А часто при наличии такой "бумаги" задачи, выполняемые сотрудниками, абсолютно не соответствуют тому, что в ней написано. Или вообще идут в разрез с поставленными целями. Сможете ли вы ответить на вопрос, в соответствии с какой задачей исполняет свои обязанности каждый из ваших сотрудников?
При наличии стратегии, внедрённой в бизнес, а не оставшейся "на бумаге", ответ на этот вопрос известен по умолчанию и в результате бизнесмен достигает свои цели. Он видит движение своей компании, её рост, узкие моменты и обход кризисов, которые естественны, когда компания растет.
Если стратегия отсутствует, невозможно понять, что нужно делать, и невозможно даже ответить на вопрос — зачем мой коллега делает именно это, а не что-то другое. Вы скорее всего сможете дать обоснование действиям ваших сотрудников и коллег, потому что всегда есть объективные причины и оперативные проблемы, которые нужно решать в срочном порядке. Это факт. Но что будет в следующем году? Что делать при росте компании и как сделать так, чтобы компания росла в нужном направлении? И когда вы обнаружите, что ваши доходы стоят в мёртвой точке или стремятся к нулевой отметке (и ниже) на протяжении нескольких лет, может незначительно, но стабильно, вы не сможете ответить на вопрос — почему так происходит, а тем более — что делать дальше. Потому что не сможете идентифицировать отклонения и проконтролировать результаты по каждой из поставленных задач.
Из-за отсутствия стратегии бизнеса, подчинённые считают своих руководителей безумными и одержимыми людьми, иногда даже монстрами, которые требуют от них непонятно чего и зачем. При этом вторые часто не выполняют свои финансовые обязательства перед первыми. И в это время бизнесмен тратит свои деньги и драгоценнейшее время, которое не возвращается в отличие от денег, по сути на пустые и нецелесообразные движения. Свои, своего менеджмента и вообще всех своих сотрудников, за которых он несёт ответственность. Ведь все едут в одной упряжке. И ехать все должны в одну сторону, с одинаковым темпом и скоростью, поворачивать все должны своевременно, а не засматриваться в разные стороны на полном ходу.