Если вы зайдёте в какой-нибудь книжный магазин, то наверняка увидите там книги по развитию малого бизнеса. Каждый автор приводит десятки, сотни примеров того, что надо делать, чтобы ваш бизнес рос и развивался. Но сегодня мы поступим с точностью наоборот и рассмотрим 20 типичных ошибок, которые совершают предприниматели в малом бизнесе.
Как правило, владельцы небольших компаний это не профессиональные бизнесмены, а предприниматели-самоучки. Всё, что они знают о малом бизнесе, пришло к ним методом проб и ошибок. Кто-то из них допускал эти ошибки только в самом начале, при создании своего бизнеса. а кто-то допускает их и сейчас. Давайте рассмотрим эти досадные ошибки.
Подражание конкурентам, неразумное расходование рекламного бюджета
Вы бездумно копируете шаги конкурентов: они сделали баннер и вы тоже; они рекламируются на радио и вы тоже; они поменяли вывеску на магазине и вы тоже; они снизили цены и вы тоже.
Нежелание и неумение оценивать эффективность рекламы
Как правило, ваша реклама многопрофильная: листовки, радио, интернет, газеты, соц. сети, но вы чётко не знаете сколько откуда приходит клиентов и сколько стоит привлечение одного клиента в ваш бизнес. Вместе с результативными тратами на рекламу вы оплачиваете и неэффективные каналы продвижения.
Недостаточная работа с клиентской базой
Проявляется в двух вариантах:
- вы заняты поисками новых клиентов и совсем забыли про старых, а им продать гораздо проще);
- вы не расширяете свою клиентскую базу, довольствуйтесь теми старыми клиентами которые "кормят" вас сейчас).
Клиентам не предлагаются дополнительные товары и услуги
Вы не делаете допродажи, хотя могли бы на этом зарабатывать от 20 до 100% ежемесячно.
Не проводится исследование рынка
Например, в микрорайоне где уже есть 4 аптеки вы открываете 5-ю и дела ваши идут со скрипом. Хотя если бы вы проехали вперёд 3 остановки, то увидели, что там строится новый микрорайон где поблизости нет ни одной аптеки. Вот где надо было её открывать.
Отсутствие уникальности или высокого качества товаров и услуг
Покупатели хотят удовлетворять свои потребности быстрее, лучше и по приемлемой цене; если ваш товар не уникален и относится к категории обычных вещей, то вам будет сложнее его продать, конечно если к этому добавить что вы делаете работу спустя рукава или у вас или у ваших работников как говорят в народе "руки из задницы растут", никто и никогда не закажет у вас мебель, натяжные потолки или балконы и не будет приходить на новые стрижки, массажи и маникюры.
Нет бизнес-плана
Причём речь идёт не о том официальном бизнес-плане, который обычно оформляется "для галочки" при поиске инвестора, а вообще каких-то планов на месяц, на сезон, на год, на 5 лет.
Если нет планов, значит ваш бизнес напоминает ежедневную или еженедельную импровизацию. И вы в нём "фигаро тут, фигаро там".
Принятие решений, основанных на догадках и предположениях
Не надо решать за покупателя. вместо того чтобы спросить что нужно клиенту некоторые предприниматели начинают думать за него. Что ему нужно. Что ему может понравиться. Зачем играть в такую виртуальную реальность подойдите и спросите.
Или другой пример (вы считаете что рекламные листовки в почтовых ящиках не работают, вы это не тестировали, вы это не знаете, просто у вас к этому какое-то предубеждение. Вот и всё).
Ещё пример (вы рассчитываете только на свои деньги, и боитесь взять займ в банке или у инвестора. Просто вас так воспитали в детстве родители: нельзя жить в долг. Жить в долг это плохо. И из-за этого ваш бизнес долго не может набрать хорошие обороты).
Чрезмерная доверчивость партнёрам, сотрудникам, поставщикам, клиентам и органам власти
На вашем пути будут встречаться разные люди и компании. одни будут вести себя честно и открыто, строго в рамках договора. Но будут попадаться и такие, которые могут подвести, подставить, обмануть. Надо всегда быть начеку!
Привычка делать всё самому
Если вы живёте по принципу: "Хочешь сделать хорошо, сделай сам", забудьте его. В бизнесе это катастрофа. Это тупик. Вы будете тянуть одеяло на себя. Ни одна бумажка не уйдёт без вашей подписи. Ладно если у вас 3 сотрудника, а если их 33. Ваш бизнес начнёт пробуксовывать и никогда не сможет развиться во что-то большее, чем он есть сейчас.
Найм неэффективного персонала
Если у вас появилась вакансия и вам нужно взять человека, то иногда (чего греха таить) вы берете кого попало, лишь бы заткнуть кем-то эту дыру, чтобы найти быстрый выход из сложившейся ситуации Просто вам надо чтобы кто-то сегодня начал делать эту работу.
И вот представьте на что станет похож ваш бизнес при таком подходе. У вас:
- непонятно какой бухгалтер;
- непонятно какие продавцы;
- непонятно какие грузчики;
- непонятно какой системный администратор;
- непонятна какая реклама.
Затраты идут, а результата не видно. Вы в этом виноваты. Это с вашей лёгкой руки они здесь находятся создавая иллюзию продуктивной работы.
Отказ от оптимизации бизнес-процессов
- У вас всегда должно быть стремление сделать всё быстрее, дешевле, удобнее, например найти поставщика поближе и подешевле.
- Вместо живой очереди организовать электронную очередь.
- Если вы с момента основания компании ничего не трогаете, то вы много теряете. понятно что оно работает. Но вы не задаётесь целью сделать эти процессы лучше.
Ну, это как провода в коридоре висят на соплях. И вы предлагаете: "Давайте заменим проводку". — "Не надо пусть пока так повисят!"
И это так происходит годами.
Развитие по инерции, стремление почивать на лаврах
Когда бизнес достигает неплохих оборотов и стабильной прибыли, вам кажется, что так будет всегда. появляется ложная уверенность, что теперь бизнес набрал нужные обороты и можно спокойно лет 5 ничего не делать.
Однако бизнес это постоянная динамика. Прозевал, выпал из процесса и всё. возврата на прежние позиции не будет. Конкуренты обойдут.
Расслабленность, лень и бравада прежними заслугами ещё никого до добра не доводили.
Организация бизнеса ради денег
Некоторые могут вообще не считать это за ошибку. А ради чего, спросите вы, открывать бизнес, если не ради денег.
Но давайте не забывать, что основной целью любого бизнеса является в первую очередь создание ценного продукта, который необходим клиентам.
Всё происходит по такой цепочке:
- плохой продукт — плохие продажи — низкая прибыль,
- хороший продукт — хорошие продажи — высокая прибыль.
Ваш бизнес похож на спорт, а прибыль это счёт на табло. Но счёт растёт не просто так, а потому что вы чертовски хорошо играете и обыгрываете всех. Но если вы всё своё внимание держите только на табло, вы начинаете проигрывать свои матчи. Не путайте причину и следствие.
Продукт — продажи — прибыль. Всё идёт именно в такой последовательности. Никто просто так (ни за что) не будет вам платить деньги.
Дальше пойдут 5 причин связанные с финансовыми проблемами.
Если смешаны личные деньги и финансы компании
Типичная ситуация для многих малых фирм, дальше поговорим об этом подробнее.
Установление владельцем компании себе высокой зарплаты
Когда он говорит "я трачу деньги компании как хочу". Такой подход часто приводит к быстрому разорению компании.
Ваш бизнес это живой организм, его как цветок нужно удобрять и поливать, чтобы он рос и развивался. Недостаточно однажды вложить что-то в создание компании и ждать, что оно само как-то разовьется.
Всегда помните:
- "Хороший пастух снимает с овец шерсть, а не шкуру".
- "Не надо убивать курицу, которая несёт вам золотые яйца".
Если вы очень жадный и самонадеянный тип, то ваш карликовый ослик никогда не превратится в породистого скакуна. Надеюсь вы понимаете о чем идёт речь.
Непонимание разницы между прибылью и денежным потоком; восприятие любой продажи как прибыли
Есть такой анекдот: разговаривают двое знакомых. Чем занимаешься? Продаю пиво. Слушай и чё и как? Выгодно? Ещё не разобрался, но обороты сумасшедшие.
Бесконтрольные расходы в бизнесе
Это всевозможные внеплановые покупки, неоправданные траты, в том числе на основе сиюминутных решений и хотелок.
Предприниматели часто теряют бдительность и начинают отчаянно стремиться закрыть все свои хотелки — покупают квартиры одну за другой, меняют машины, женщин, как перчатки, бесконечно путешествуют и вообще живут на широкую ногу.
Зачастую на волне успеха и текущих рекой денег, предприниматели не ограничивают свои траты реальной прибылью, но успевают залезть даже в оборотные средства.
Вы всегда должны помнить: если постоянно "отщипывать" от бизнеса большие и малые куски, сначала возникнет дефицит средств, потом появятся долговые обязательства, и затем ваш бизнес просто разорится.
У вашей компании нет финансовых резервов
Денежный резерв должен быть всегда. Все бизнес-процессы не идеальны. Иногда в структуре ваших денежных потоков могут возникнуть разрывы. Когда нужно рассчитываться с одними поставщиками за счёт других, или с поставщиками за счёт клиентов, а у вас нет наличности.
Некстати и проклятая дебиторская задолженность. Вы очень рассчитываете на эти деньги, они нужны вам сегодня, а они поступят к вам только через неделю.
Да и вообще. Мало ли что может быть. Бизнес штука непредсказуемая. В конце концов к вам поступает от деловых партнёров выгодное предложение на миллион, а у вас его нет и вы этот уникальный шанс профукали. И всему виной отсутствие финансового резерва.
Инвестирование всех своих денежных средств в бизнес
Это другая крайность в малом бизнесе.
Когда дело идёт в гору, бизнесмены "от счастья" начинают инвестировать в него всё. Ущемляя себя и свою семью в самом необходимом. В еде, в жилье, в быте, в отдыхе и развлечениях.
Не увлекайтесь этим делом. Бизнес как лотерея. Сегодня вы на гребне волны, солнце светит, ветер раздувает ваши паруса и вы несётесь по волнам успеха. а завтра рыночная ситуация изменится, ветер стихнет и ваш корабль в лучшем случае будет крутиться на месте.
А в худшем при плохом ветре разобьётся о скалы. И самое обидное — это потом осознавать, что на этом корабле было всё ваше золото.