Собственники бизнеса, владельцы и руководители разного уровня начинают планировать работу на 2023 год в ноябре–декабре месяце.
Перед тем как обозначить важные детали по планированию, особое внимание я бы обратил на историю — на 24 февраля 2022 года.
Именно с этого дня все планирование пошло "кувырком". Но для тех, кто понимает, что такое планирование, чей план был не только в голове собственника, а хотя бы на бумаге, этим компаниям было проще подстроиться под внешние обстоятельства.
Возможно, вы спросите меня, почему? Потому что внести коррекцию в план мероприятий всегда проще и быстрее, чем судорожно в режиме турбулентности составлять свой план действий.
По понятным причинам, этот год и, как минимум, ещё ближайшие годы будут сильно отличаться от обычных стабильных периодов. Хотя вспомните, стабильность бизнеса в Российской Федерации нарушена ещё в "гламурные" нулевые. Начиная с 2008 года, когда причиной стал мировой финансовый кризис, спровоцированный ипотечным кризисом в США и падением цен на нефть.
Опираясь на собственный опыт и на опыт моих клиентов, могу однозначно рекомендовать закладывать два сценария развития событий. А на уровне руководителей компании готовить три вида плана.
_____
О каких двух сценариях идёт речь?
Первый сценарий
Ваш бизнес устойчив и внешние обстоятельства касаются косвенно. Назовём его сценарий Максимум. Планируйте, как и планировали, если ничего не меняется.
Второй сценарий
Все начинает резко меняться. Расчётная валовая выручка или маржинальная прибыль падает на 30, 40 или даже 50%. Назовём этот сценарий Минимум. Исходя из прогнозного плана Минимум, уже на этапе планирования, тезисно прописывается план действий, если тот самый Минимум наступит.
- Откуда возьмём недостающие оборотные средства?
- Какой товар или номенклатурная группа будет выведена из оборота, так как не приносит нужной прибыльности и занимает место на складе или на полках?
- Что делаем с персоналом, на каком этапе и с каким именно?
В жёстких условиях дефицита ресурса это поможет оперативно среагировать на ситуацию и выиграть время у своих конкурентов. Пока те, кто так и не научились планировать, будут в панике совещаться и согласовывать действия.
_____
О каких трёх видах плана идёт речь?
Стратегический план
Этот план нужен обязательно, хотя бы на предстоящий год, даже в это нестабильное и турбулентное время перемен. На верхнем уровне планирования данных по 3–5 критериям:
- выручка;
- прибыль;
- численность персонала;
- дебиторская и кредиторская задолженность;
- финансовая подушка безопасности из расчёта 4–6 месяцев.
Причём денежные средства должны быть не на банковских счетах компании (их могут заблокировать или ещё что), а в более безопасном месте.
То, к чему вы стремитесь, рассчитывается в разрезе одного года — именно в двух, уже известных вам, сценариях Максимум и Минимум.
Тактический план
Тактический план сужает стратегический на уровень квартальных периодов. В этом варианте планирования детальнее рассматривается все, что обозначено выше, но рекомендовано это делать по вашим номенклатурным группам. Вы планируете продажи и закупки одновременно. Это сразу даёт понимание и вашим поставщикам — они могут видеть ваш прогноз закупок товара и этим вы им помогаете.
Операционный план
Это тактический план, который ещё детальнее прорабатывается на уровне месяца или удобного вам периода. Данный план соответствует среднему циклу сделки. В В2В цикл сделки один, а в В2С — другой.
На этом этапе подключается и принимает задачу ваш персонал. В операционном плане детализация уже не только на уровне цифр и товарного ассортимента, а ещё и на уровне покупателей. Так как именно тут мы делаем анализ клиентского портфеля. Но это уже из другой "оперы".
Выполнив не самые трудные действия, вы получаете развёрнутую картину и для вас откроются, как по мановению волшебной палочки, вероятные риски или возможности роста.
Относительно работы с персоналом — обращайте внимание на то, что вашим сотрудникам сейчас так же нелегко, как вам и вашему бизнесу. Находите возможность проводить индивидуальные встречи, интересоваться тем, что происходит у них в семье, в коллективе. Снижайте у них уровень тревожности и неопределённости своим общением. Вам это финансово ничего не стоит, а результат приятно вас удивит.
Перспективы развития бизнеса в ближайшее время
- обязательное наращивание человеческого капитала;
- трансформация модели управления;
- уход от передачи знаний в передачу навыка.
_____
Искренне ваш,
Поленичкин Максим.