Так повелось, что на работе было не принято замечать свои чувства, ориентироваться на них, как на серьёзный индикатор внутреннего состояния. Они могли помешать выполнению своих обязанностей, общению в коллективе и контакту с руководством. Поэтому очень понятно, когда при разговоре о важности чувств я слышу: "не надо нам этого добра ни скопом, ни по одиночке". Это привычно. Чувства на работе прячутся, скрываются, останавливаются и считаются второстепенными. Потому что на работе главное — это производительность.
Многие годы эффективного менеджмента человечество плавно обтекало тему чувств человека в работе, оставляя её частной жизни и предпочитая на работе говорить о делах, просчётах и достижениях. Тренировать навыки, увеличивать производительность и вообще говорить о главном. И о том, что можно посчитать, измерить, применить. А с чувствами такая беда — они сейчас одни, через минуту другие, а через три часа — третьи. Ну и опять же, не буди лихо, пока оно тихо. Внутреннее — оно потому и внутреннее, что интимное, своё. Отдать его на обозрение другим — это открыть броню. С чего бы вдруг? Да и сами сотрудники, скорее всего, не сильно хотели бы, чтобы к их чувствам лезли, потому что чувства — это личный бастион сигналов внутренней системы на раздражители. И зачем включать на работе чувства? Зачем приплетать эмоции?
Всё бы ничего, но тема конфликтов, выгорания, ощущения бесполезности своей работы или наоборот, зависимости от работы — ясно показали, что люди не могут отказаться от своих эмоций. Даже если сильно захотеть, чувствовать человек не перестанет. Просто его чувства будут игнорироваться и будут делать свою работу тайно. Психосоматика — тоже очень нелюбимое слово на работе. Ведь на работе человек — функция. Но привычка рассматривать рабочие процессы без отрыва от состояния человека чревата. Понять внутреннюю логику человека действующего, почему человек поступает так, почему он принимает эти, а не те решения, что влияет на его состояние — надо знать. Поведение сотрудников на работе, в том числе и деструктивное — не может игнорироваться в современных компаниях.
Про понятия!
Мы уже поняли, что у всех людей есть чувства. Чувства, если не вдаваться в определения можно сравнить с протуберанцами на солнце, с кругами на воде. Т.е. чувства — это мгновенная реакция. Наступили на ногу — одно чувство. Угостили кофе — другое. Провела хорошую презентацию — третье. Чувства бывают простые, сложные, смешанные, зажатые, скрытые и т.д. Эмоции — это более продолжительные состояния человека. Они могут длиться днями, неделями и месяцами. Иногда они закрепляются и перекрывают всё остальное, как некий фон. Например, активно обсуждаемая сейчас выученная беспомощность.
Итак, чувства входят в базовую прошивку. Утверждения некоторых индивидов о том, что он де ничего не чувствуют — не соответствует действительности. Это не ложь. Это неумение себя слышать. Про это сейчас точно не будем. Это уже раздел психологии личности. Если кому интересно, пишите, разберём в следующий раз. А пока речь не об этом. Есть ещё раздел отклонений, да, на работе тоже встречаются социопаты и психопаты — люди с искажённым восприятием, но это уже совсем медицинская тема, про них вообще отдельный разговор. Мы говорим об обычных людях, которые просто работают в офисах, на складах, за прилавками. Везде работают люди и все они постоянно что-то чувствуют.
Они чувствуют, когда идёт внешнее воздействие, они чувствуют свои внутренние процессы. Они чувствуют, когда что-то делают, и чувствуют, когда не делают. Чувства, это просто индикаторы. Они как лампочки сигнализируют о возбуждённой зоне, на которую нужно обратить внимание. Чувства — это очень просто.
Ещё я бы хотела уточнить, что деление чувств на позитивные и негативные — имеет место быть, но, на мой взгляд, это скорее ошибка и увод от главного — сигнализация об изменении. Ведь если на человека едет машина — его чувства навряд ли будут "позитивными". И это нормально. Это сигнал — убраться с дороги. Именно поэтому, что чувства — это просто сигналы — они должны наконец исследоваться человеком. Потому что от этого будет зависеть качество его жизни.
Что даёт понимание своих чувств?
- Понимание себя, своих внутренних процессов, понимание своих ограничений, сильных сторон, понимание своей логики. Такое понимание раскрывает для человека новые возможности. Перестать делать что-то, что присутствовало в жизни, но мешало. Или найти то, чего не хватало, но не было сил добраться до этого ресурса. Увидеть, как семейный сценарий реализуется в отношении с коллегами, с подчинёнными, с руководством. И изменить это.
- Понимание других и их мотивов. Психология установила, что мы понимаем других людей через понимание себя. Я бы даже сказала, что уровень знания себя аналогичен возможности понять другого человека. Такое понимание исследуется разными специалистами. Кто-то говорит про зеркальные нейроны, кто-то про эмпатию, кто-то про эмоциональный интеллект.
- Возможности управлять. Собой и другими. Кнут и пряник — это очень древняя схема и кто-то на ней едет до сих пор. Но в современной жизни сотрудники от своей работы ждут новых смыслов. Даже кассиры в супермаркетах УЖЕ не просто работают за кассами. Инженерам, менеджерам по продажам, управленцам, садоводам, водителям, охранникам — всем нужны новые смыслы. Сложные производства не должны управляться людьми, которые ходят на работу, чтобы работать. Работа — в конце концов это реализация личных навыков, талантов и умений. Управление талантами к кнуту и прянику не сводится. Это сложный навык формируется с учётом человеческого потенциала управленца.
- Развитие. Когда человек справляется с базовыми вызовами своего характера, я бы так это назвала, и выходит на некий, новый уровень своей орбиты — перед человеком открываются сферы, в которых нужно вкладываться, чтобы развить в себе новые возможности для роста. И здесь, чувства, если им не уделять внимание, могут сыграть злую шутку, потому что на каком-то этапе нужно будет находиться в вилке напряжения "хочу — не хочу" "могу — не могу". Двигать всё эту конструкцию может стимул "морковка" под условным названием "мне надо". Это только кажется, что здесь достаточно сцепить зубы, собрать всю волю и рвануть к победному финишу и всё получится. Практика показывает, что может быть и по-другому. Воля работает только в связке со смыслом и мотивацией. Развитие предполагает, что человек начинает двигаться в полной неизвестности. Никто не может застраховать от поражений, разочарований и зря потраченных усилий. Но на этом же этапе появляется возможность творить, развивать свои таланты, заниматься реализацией себя. Энергия, производимая на этом этапе человеком и даёт то самое сладкое ощущение самореализации, что может поддерживать человека на его сложном пути роста и развития. Сюда доходят не все, сразу хочется предупредить, что не всем этот уровень интересен. И здесь точно важно опираться на себя и свои чувства.
Какой профит получает от этого всего компания?
- Думающие сотрудники принимают более взвешенные решения. Это важно понимать, когда решения имеют длинные последствия.
- Чувствующие люди умеют мыслить творчески, их креативное мышление выше, они не ограничены рамками. Они могут спокойно творить.
- Чувствующие люди более бережно относятся к себе. Это позволяет людям вовремя услышать что-то. И принять меры. Сходить к врачу, отдохнуть, посетить группу тренинга. Это увеличивает время работы сотрудников. Это позволяет дольше оставаться продуктивными, меньше тратить психической энергии на ненужные вещи, отвлекающие от дела.
- Чувствующие руководители бережны к людям. Это увеличивает мотивацию сотрудников, позволяет коллективу быть более сплочённым. Приводит к снижению издержек производства.
Конечно, работы с чувствами в компании имеет свои пределы. Коллеги рядом — не терапевтическая группа. На работе важно работать. Здесь важно реализовывать цели компании. Здесь важно зарабатывать деньги. Но очень важно при этом, что чувства будут помогать человеку в этом процессе.
А что нужно делать, чтобы чувства в работе помогали? Об этом в следующем посте.