Предлагаю вашему вниманию выдержки из работ Мюриэл Шиффмана.
Общение представляет собой двусторонний процесс. Общение существует только если есть обмен — обмен мнениями, вниманием, мыслями. Это предполагает уважение к собеседнику, его словам, мнению и его чувствам.
Помимо выражения своих чувств, мы должны позволять другим выражать их чувства для нас.
Как пишет Мюриэл Шиффман: "Наблюдения из ворк-шопов позволяют мне сделать вывод о существовании определённого количества способов, которыми люди затыкают другим рот, прекращая коммуникацию":
- Слишком поспешное объяснение; оправдание перед реакцией на чувство другого (скрытый смысл: ты не имеешь права это чувствовать).
- Утешение до реакции на чувство: "Не надо обижаться" (глупо это чувствовать).
- Снисхождение: "Расскажи мне об этом. Я хочу тебе помочь" (мне всё равно, что ты ко мне чувствуешь; ты не способен меня тронуть, я так силён, а ты так слаб).
- Шантаж: "Из-за тебя у меня головная боль, сердечный приступ, депрессия" (я так восприимчив, а ты так бессердечен).
- Поспешная реакция: "Мне так жаль, я не хотел, я знаю, что ты должен чувствовать", ещё до того, как другой человек получает шанс выразить свои чувства полностью (я не хочу об этом слышать. Будь добр, не чувствуй себя так больше).
- Интерпретация: "Ты так враждебен ко мне потому, что я напоминаю твою мать" (мне всё равно, что ты ко мне чувствуешь; твои чувства меня не трогают. Я такой умный, а ты такой больной).
- Наказание: "Да что ты говоришь! Позволь-ка теперь мне сказать кое-что о тебе самом" (ну погоди же, мерзкая крыса, я до тебя доберусь. Ты ещё пожалеешь, что посмел меня задеть).
- Маска глупости: "Прости, никак не пойму, о чём ты говоришь" (и не скажу, чтобы мне очень хотелось тебя понимать, так что лучше брось это дело).
- Сваливание вины на другого: "Это твоя проблема" (мне плевать на твои чувства, ты меня ни капли не волнуешь. Я такой здоровый, а ты такой больной).
- Смена темы разговора, ответ на содержание вместо эмоции; вовлечение в интеллектуальную дискуссию, чтобы избежать реакции на чувство другого: "Это так интересно. Я уже обратил внимание, что для женщин характерна подобная установка по отношению к мужчинам. Как полагаешь, в чём кроется причина?" (Как личность, ты ничего особенного не представляешь. Не принимай себя всерьёз).
- Игра в юриста: "Когда я такое говорил? Я не произносил этих слов" (ты допустил ошибку в этой детали, что доказывает отсутствие у тебя права на подобные чувства).
- Обращение всего разговора в шутку остроумным замечанием (ты не стоишь того, чтобы принимать тебя всерьёз).
- Строгий выговор: "Это очень грубо" (ты невоспитанный ребёнок, было бы ниже моего достоинства обращать на тебя внимание. Я не могу принимать твои чувства всерьёз. Ты просто ничтожество).
- Выражение скуки или рассеянности: "Прости, но я не слышал, что ты сказал. Я задумался" (твои чувства совершенно для меня не важны).
- Невозмутимый вид, отсутствие реакции (ты ниже моего достоинства).
Как мы прекращаем стычку между другими:
- Вмешиваемся со своими неуместными чувствами: "Это напоминает мне о том, что случилось однажды со мной" (вы двое меня абсолютно не интересуете. Заткнитесь и слушайте меня).
- Вмешиваемся с собственными уместными чувствами: "Меня это так расстраивает", — до того, как другие успеют выразить свои чувства полностью.
- Отчитываем агрессора до того, как жертва исчерпала собственные возможности в защите.
- Сопереживаем жертве до того, как она воспользуется шансом выразить свои чувства.
- Слишком быстро меняем тему разговора, не давая другим шанса в достаточной степени исследовать свои чувства.
- Выражаем скуку.
Человек, прекращающий столкновение других, иногда боится стать свидетелем сильных эмоций в силу особенностей личной истории. Вполне возможно, в детстве он чувствовал себя ответственным за урегулирование родительских отношений. Он до сих пор старается избежать этого старого чувства беспомощности попытками контроля поведения других.
Затыкая другим рот и пытаясь обрести полный контроль над чужой ситуацией, мы отгораживаемся от болезненного опыта.
Приведённый список, как и сама статья, является неполным, это лишь отчёт о ходе продолжающейся работы.
По материал публикаций Мюриэл Шиффмана.