Очень часто мы слышим понятие "эффективность", но мало кто понимает, в чём она заключается, особенно, если речь идёт об управленческой эффективности. О том, какими навыками и компетенциями должен обладать эффективный руководитель и как ими овладеть в короткие сроки расскажет бизнес-тренер, консультант по вопросам стратегического развития и личной эффективности, Ирина Федченко. Семинар-практикум "Личная эффективность руководителя" пройдёт 16 мая 2017 г. в Кузбасском технопарке.
Большинство руководителей вязнет в текучке, тянет за собой своих подчинённых. В итоге сотрудники много бегают, много стараются, работают в режиме цейтнот, но почему-то так и не достигают поставленной цели. Почему так происходит? Ответ прост: руководитель не обладает компетенциями эффективного управленца. У эффективного — люди знают, что они делают, добиваются результата, получают премии и звания, благодарности. Не эффективный руководитель рассказывает всем, почему работу сделать нельзя, либо устраивает бесконечную бюрократическую волокиту, "гоняя" своих сотрудников по замкнутому кругу. Нежелание принимать управленческие решения, брать на себя ответственность за последствия этих решений — типичная причина неэффективности.
Именно поэтому, грамотное руководство — это искусство. И ему нужно учиться, постоянно совершенствовать свои навыки и знания. Для этого существуют специальные курсы, семинары, тренинги. Где управленцы и менеджеры могут получить, как теоретические знания, так и практические навыки. Один из таких семинаров-практикумов пройдёт 16 мая в Кузбасском технопарке. Автором курса является ведущий бизнес-тренер, консультант по вопросам стратегического управления и личной эффективности, Ирина Федченко. Семинар основан, в первую очередь, на опыте самой Ирины — будучи в своё время руководителем консалтинговой компании, начальником управления стратегического развития Администрации Кемеровской области (2008–2011 гг.), а так же заместителем генерального директора по стратегическому развитию холдинга, она знает, что такое эффективное управление, как его внедрить и применить на практике.
— Исходя из названия семинара, речь пойдёт об управленческой эффективности. Но все-таки кто он, эффективный руководитель? В чём измеряется эта эффективность?
— В любой деятельности есть характерные показатели, которые определяют её качество, измеряют эффективность. Эффективный руководитель достигает поставленных целей в поставленные сроки, с поставленным бюджетом. Не эффективный руководитель рассказывает всем, почему этого сделать нельзя. У эффективного руководителя люди знают, что они делают, у не эффективного — бесконечные авралы, задержки, люди много бегают, много стараются, но почему-то никогда не приходят к поставленной цели. Эффективный руководитель, по жизни, ленивый, он не будет инициировать много процессов, если видит "короткий путь". Главная задача — прийти к цели, поэтому действия, не ведущие к этой цели, безжалостно уничтожаются. Цель достигнута — достигнута, руководитель эффективный — эффективный, люди не "умерли" от работы — не умерли. Ресурсы не растрачены! Когда цель достигнута, это очень приятно, особенно для самой команды. Люди привыкают к успешности. Им хочется работать в успешной команде, в успешной компании, там, где их приводят в пример, там, где их хвалят, там, где они понимают, для чего и как они работают. Они мотивированны на дальнейшие результаты. Поэтому руководитель эффективный — тот, кто может вокруг себя создать эффективную команду, способную добиваться поставленных целей, даже в плохих условиях, в условиях выживания, в условиях сопротивления и внутрикорпоративных войн. Эффективный управленец, это не какой-то волшебник, которого нам в кино показывают. Это абсолютно такой же человек, просто он научился за свою жизнь делать конкретные действия, приводящие к достижению результата. Когда он понимает, что какой-то алгоритм действий приводит к нужному эффекту, то он этот механизм начинает постоянно внедрять в свою деятельность. Если другой алгоритм не срабатывает — он его исключает, и в арсенале бизнес-техник он у него больше не числится. Причём, этот специалист не задумывается о том, по какой методике будет принимать подобные решения, ничего такого не происходит. Это вопрос навыка. Один раз применил, ещё раз, и ещё раз, и этот навык уходит на подкорку мозга. Эффективный управленец не задаёт себе вопрос, на основании чего я принял такое решение, он его принимает. Быстро. Чётко. С осознанием личной ответственности.
— Можно ли стать эффективным руководителем, не имея никаких задатков лидера и управленца?
Все руководители когда-то ими не являлись. Нужно понимать, что не для всех управленческих функций нужна харизма и лидерские качества. Например, в отделе технического контроля не нужно за собой никого вести — там нужно иметь конкретный набор техник и процессинговых компетенций. Для разных должностей — разный объем компетенций. Управлению нужно учиться, так же как и любой специальности, по которой вы работаете. Это тоже набор знаний, набор навыков, набор техник. Да, для эффективного руководства нужны способности, желание и потенциал. Для таких людей вероятность успеха выше, чем для людей, не имеющих этих качеств. Те, для кого управление — профессия, очень много инвестируют в себя. И в этом плане совершенно все равно, в какой отрасли управлять. Предприятием, подразделением. Вы не поверите, но человек, проработавший в энергетике, может спокойно прийти и управлять машиностроительным заводом. Да, он будет месяц-два разбираться в специфике, но потом он будет управлять так же эффективно, как и на предыдущем месте работы, если там он был эффективен. Если на предыдущем месте работы он был не компетентен, то на новом месте он будет управлять не грамотно. Люди, добившиеся успехов один, второй раз, абсолютно способны повторить это и в третий, если будут придерживаться той же эффективной стратегии. Поэтому, ищут руководителей с хорошим портфолио, поскольку на рынке много бездарностей, которые думают, что они руководят.
— Вы утверждаете, что в результате обучения участники научатся планировать и управлять своим временем и другим достаточно сложным процессам. Но это же целые науки, действительно ли за 8 часов можно освоить эти навыки?
— Те, кто хочет продвигать технологии, рассказывают очень длинно, сложно. Я говорю сейчас про бесконечное количество авторов книг и программ, направленных на освоение новых методик. Эти люди преподносят, например, тайм менеджмент и другие техники как что-то недостижимое, то, что нужно долго изучать и внедрять годами. Задача тренера же — объяснить любую сложную технологию простыми словами. Разбить её на группы простейших приёмов, которые каждый обычный человек может применить на себе. Есть универсальные правила, которые годами уже обкатывались другими, эти правила уже доказали, уже поняли, что это работает, просто нужно эти простые вещи брать и применять у себя в жизни, что сэкономит вам действительно много времени. Тренер должен сделать так, чтобы человек, который ещё вчера этого не делал, сегодня попробовал, потренировался на простом упражнении, применил один раз, второй раз и через полгода применял как обычно, не задумываясь о его использовании. Я могу вам точно сказать, что у всех сложных программ есть очень простые механизмы. И для этого не нужно годами чего-то там учить. Вот как отличить профессионала от непрофессионала? Есть универсальная схема, которая позволяет это сделать. Меня ей научили лет 10–15 назад в Москве, когда я проходила стажировку в кадровом агентстве. Там один из опытных рекрутеров отбирал специалистов, которые работали на бирже. У них очень сложная терминология, много финансовых инструментов, очень специфическая деятельность, особенно для того времени. Я его спрашивала, как ему удалось научиться подбирать биржевиков, потому как профессия эта очень сложная. Как оказалось, он просил кандидатов рассказать о своей работе, объяснить свой функционал. И вот, что он отметил: человек профессиональный расскажет о сложной работе такими простыми словами так, что слушатель поймёт, о чем он говорит, и будет чувствовать себя умным. Когда приходит молодой специалист, который только-только начинает работать, он бросается терминами, демонстрирует себя как супер профессионала в жестах, в словах, "заваливает" научными терминами так, что ты чувствуешь себя некомпетентным, глупым человеком, которому очень далеко до этого крутого специалиста. Так вот, после того, как пообщаешься с несколькими специалистами, очень чётко становится понятно — профессионалам нет необходимости набивать себе цену, они способны очень чётко, корректно, быстро донести понятие до любой аудитории. Объяснить простыми словами сложные процессы, перевести в понятные задачи для специалистов. Профессионал делает акцент на результате, на инструменте, который привёл к успеху. Молодой специалист говорит о процессе и склонен приписывать себе излишнее влияние на результат. Так и определяется, эффективен или не эффективен человек.
— У вас в программе указано практическое задание краш-тест: "как управлять собственным начальником". Что он под собой подразумевает?
Когда любой руководитель вписывается в систему, у него тоже уже есть свой руководитель. И главная задача — поставить взаимодействие эффективно. Для чего это необходимо? В первую очередь, для продвижения своих проектов, для получения нужных ресурсов, для продвижения своих идей, для вхождения в графики. Для этого нужно пробиваться через других кандидатов на время руководителя. Мы знаем, что первые лица очень заняты и, чтобы добиться их внимания, чтобы получить кусок их времени, за это нужно бороться. Первые лица выставляют задачи. Для того, чтобы подразделение получало эффективные задачи, нужно научиться договариваться с руководителем, находить с ним общий язык, находить тактику, которая его убеждает, проходить процедуры согласования. Для этого тоже существуют свои методики. Краш-тест — это набор ситуаций и вопросов, которые позволяют понять, умеете ли вы решать эти задачи или же нет, а так же потренироваться в них. В некоторых организациях принято по нескольку раз ходить в кабинет, писать кучу бумаг, чтобы руководитель принял какое-либо решение по вашему вопросу. Но это всё потому, что руководители не хотят принимать управленческие решения. Это же большая ответственность! Поэтому многие избегают принятия решения любым способом. В этом плане можно из абсолютно неэффективных подразделений сделать вполне себе эффективные, если руководитель умеет грамотно работать. И этому мы будем учиться на семинаре.