Тема бизнес-образования в России иногда мне (работающему в ней с 1994 года в университетах, бизнес-школах и тренинговых компаниях) напоминает "небольшие качели": небольшие — потому, что его могут на федеральном и местном уровне не замечать годами (в отличии, скажем, от общего образования, подготовки "рабочего класса" и инженерно-технического образования); и качели — потому, что мнение о нём периодически меняется "на 180 градусов". Для чего я решил написать о бизнес-образовании в канун окончания очередного года экономического кризиса (или, как говорят мои коллеги — экономисты, рецессии)? На мой взгляд, "качели" сегодня застряли не в той области понимания важности этого отрасли образования. И это недопонимание (с одновременным усиленным упованием только на очередные реформы общего и инженерного образования)наносит ощутимый вред государству и регионам, большим и не очень частным, государственным и "около государственным" компаниям, стартаперам и тем, кто только присматривается к бизнесу).
Итак, система профессионального бизнес-образования имеет 4 уровня: 1 — среднее профессиональное, 2 — высшее профессиональное, 3 — послевузовское образование (аспирантура и докторантура), 4 — дополнительное профессиональное образования. Пусть меня простят некоторые читатели портала и коллеги по образовательному цеху, но моё личное мнение на сегодня такое:
- Система среднего профессионального образования сегодня готовит по-прежнему добротно "младших специалистов" в экономическую сферу (бухгалтеров по учёту чего-либо, экономистов цехового звена, менеджеров почему-то такому, каких-то там финансистов(?))… но чаще всего по методикам, программам и стандартам "образца 80-х — 90-х годов". Даже если это всё не так и я заблуждаюсь, то как-то влиять на коммерческие процессы компаний эти специалисты не могут по ряду причин: им на эти должности оказывают высокую конкуренцию выпускники вузов (бакалавры и магистры), которых и учили дольше, и у которых навыки обучаться в целом выше.
- Система высшего высшее профессионального образования усердно готовит "наше будущее", причём качество его подготовки в каждом конкретном вузе зависит целиком от позиции ректора (хочет делать своих выпускников конкурентоспособными на рынке труда-этот процесс повышения конкурентоспособности движется, хотя и неспешно, в нужную сторону; а если не видит в этом свою основную задачу, упираясь только в рейтинги и показатели Министерства образования и науки РФ, то "экономика и рынок работают сами по себе, а вуз — тоже сам по себе"). Что в большинстве случаев наблюдается воочию! Но сегодняшние старшекурсники, повторюсь — будущее нашей экономики и нашего бизнеса, но никак не настоящее! Как сегодня думать только о будущем, если не сумели "совладать с настоящим"?
- Аспирантура и докторантура, как и "вчера", сегодня настойчиво готовит научные кадры …которые в основном пополняют ряды ППС вузов взамен выбывающим кадрам, или же которые более основательно закрепляются в редких сегодня отраслевых НИИ и КБ, академических институтах. Тем самым, после "остепенения", повышают их и собственный статус и получают заслуженные надбавки к зарплатам Т.е. этот уровень профессионального образования работает преимущественно на свою систему, но не на реальный бизнес, не на региональную и не отраслевую экономику. Иначе бы из — за "научного вклада" свежих кандидатов и докторов наук наша экономика так бы рванула вперёд…
- Дополнительное профессиональное образование — это то самое "настоящее" России, экономик её отраслей и регионов, корпораций и отдельных компаний, успехов стартпов — которое нужно холить-лелеять-всячески поддерживать … Но не тут-то было! "Качели", которые качнулись на правительственном уровне несколько лет тому назад "в сторону легендарного Сколково", куда-то сорвались и "улетели" из риторики руководства страны и министерств, а затем регионов и муниципалитетов (ну нет ДПО как важного инструмента реинкарнации экономики, и всё — тут!). А у нас как в России — нет риторики (считай — указаний) или законодательных новаций — нет и развития. А зря! Ведь обеспечение предприятий и отраслей заказами сегодня, удержание их на плаву в условиях кризиса, заведение к ним кредитов и прямых инвестиций, на их основе — реальное экономическое и социальное развитие — удел не инженеров, конструкторов или технологов! А менеджеров, коммерсантов, финансистов, маркетологов, логистов, рекламщиков и пиарщиков, экономистов…Даже во главе процесса создания инновационной продукции мирового уровня и вывода её на рынок, о чём так мечтаем в России, стоят не только учёные и конструкторы! Не говоря уже о создании серийного и конкурентоспособного продукта в технически сложных отраслях, о выходе с продукцией на ёмкие зарубежные рынки. А "отвязка от нефте-газовой иглы", излечение " голландской болезни в экономике", создание экономики 6-го уклада в конце концов…
Рассмотрим подробнее, для практической пользы читателей, ситуацию на уровне дополнительного профессионального бизнес-образования. На нём есть свои серьёзные уровни: уровень профессиональной переподготовки (достаточно короткой подготовки граждан к новой профессии по программам свыше 250 часов), уровень повышения квалификации (по программам свыше 16 часов и до 250 часов), и уровень (ничем не отрегулированный законодательно) проведения короткого обучения по программам до 16 часов включительно (как правило это отдельные тренинги, семинары, мастер-классы и пр. виды отдельных занятий). Нечто особенное представляют из себя программы МВА: для руководителей и собственников, и "узких специалистов": по продолжительности они гораздо больше, чем 250 часов, но по своей сути — "голимое" повышение квалификации. Обучение в системе ДПО может быть, как и в ВПО, очным, очно-заочным, заочным и дистанционным.
ДПО очень быстро изучает и берёт на вооружения всё самое лучшее (методики, технологии и инструменты) из всех других уровней образования, из педагогики в целом, из российской и зарубежной практики. Это связано с тем, что по моим оценкам — не менее 60% рынка ДПО в области бизнес-образования занимают сравнительно небольшие и вовсе маленькие частные учебные организации, которые по многим направлениям успешно конкурирую с различными институтами и факультетами ДПО государственных и частных вузов и сузов. Подчеркну ещё раз: ДПО — это "настоящее" сегодняшней России и отдельно взятых компаний и граждан!
В системе ДПО разумные и прозорливые собственники, топ-менеджеры и специалисты создают для себя и для своих компаний необходимые сегодня и в будущем "траектории". Например, для начинающих предпринимателей она оптимальна по схеме/траектории: мастер-классы для "стартаперов" — "базовый курс профессиональной переподготовки предпринимателей" — отдельные семинары и тренинги — МВА (если бизнес "шкалит"). Для топ-менеджмента схема/траектория выглядит — базовый курс " менеджмент организации" — семинары и тренинги — МВА — … и опять семинары и тренинги, для себя и для своего персонала. Для граждан с профессией нужна не редко профессиональная переподготовка, а затем постоянное повышение квалификации (в том числе и через отраслевое МВА), в том числе это нужно смело делать и за счёт компаний. Для "только-только выпускников" хороша на первом этапе стажировка (как самостоятельный вид повышения квалификации до требований рынка труда), или профессиональная переподготовка на новую специальность.
Справедливости ради, в России сегодня "поднята на щит" тема профессиональных стандартов. Она, несомненно, даст мощный толчок всей системе ДПО (как это было до этого в таких отраслях, как медицина и образование). Но, как говорят в бизнесе, "будем посмотреть на это".