Как наследственные модели поведения проявляются в выборе профессии? Вот примерно так:
— Доброе утро, Светлана. Нужна ваша помощь. Сын заканчивает школу, два года готовился поступать в такой-то ВУЗ, всё было под это заточено. А три дня назад пришёл и говорит: "Не буду поступать туда: ерунда всё это. Нет у этой профессии будущего, и я себя в ней не вижу". Друг лучший отговорил, как будто раньше не знал, куда мой сын поступать собирается (А ещё больше в панике, потому что сама вот так же в 17 лет, по совету подружки в последний момент передумала и не стала поступать в медицинский, к которому два года готовилась. Поступила, куда смогла (Только в сорока годам нашла то, чем мне нравится заниматься. Не хочу для сына такой судьбы, а что делать сейчас — не знаю).
И ладно, когда своя профессиональная или личная судьба складывается хорошо, тогда свой собственный сценарий нравится. Тогда повторение его у детей не вызывает сильной тревоги. А вот когда свой не нравится, то родитель до ужаса боится его повторения у детей.
Но бояться — это одно, а что-то делать с этим — другое. А делать точно можно. С самим собой — прийти на консультацию и исследовать подробнее свой: его корни, влияние на жизнь, смысл. Любой унаследованный сценарий хочет что-то до нас донести, найти чью-то потребность в роду, которая была не удовлетворена, понять её и определить соответствующий текущему контексту способ её удовлетворения.
"Я своей тяжёлой судьбой эту карму уже отработала, нечего там обсуждать и исследовать". Если б родовой сценарий был полностью завершён, он бы не повторялся в судьбе сына или кого-то ещё из потомков. А если повторяется, то какой бы тяжёлой ни была судьба и жизнь родителя, он жив и требует к себе внимания, а не сожаления.
"У нас ни у кого в роду не было проблем с поступлением, т.к. все были без высшего образования, вот только у меня". Не обязательно связь будет такой прямолинейной. Она может касаться сути, смысла, который стоял у вас за поступлением в ВУЗ. И именно эта связь — со смыслом и стоящей за ним неудовлетворённой потребностью — и запускает подкрепляющее сценарий поведение.
"А что делать сыну в этой ситуации?" Точно также, как всем остальным молодым людям его возраста: определиться с выбором профессионального будущего. Перепроверить свой первоначальный выбор, к которому он готовился: посмотреть на себя, свои интересы и мотивы, на перспективы направления, которое выбирал, найти возможные точки пересечения, увидеть себя в поле этой профессии и образа жизни, который она с собой несёт.
В ситуации выбора профессионального будущего подростком у родителя и ребёнка разные задачи. У подростка — исследовать себя и мир вокруг себя и моделировать точки пересечения. У родителя — осознавать свои или наследственные эмоциональные "хвосты" и подбирать их, чтобы не мешали подростку сейчас и в будущем. Главное, задачи не перепутать: кому — мороженое, а кому — цветы .
П.с.: а меня радует, что мы становимся внимательнее к себе и детям, и обращаем внимание на сценарии и их повторение .