"Приходят в компанию — уходят от руководителя" — фраза, знакомая очень многим. Её произносят, разводят руками и идут дальше. Причём и руководители, от которых уходят, и сотрудники, которые уходят, полагая, что хороший руководитель — это лотерея.
А что если я вам скажу, что у обеих сторон — и у работодателя, и у кандидатов или сотрудников — есть способ повысить шансы на выигрыш в этой лотерее? Что если такая волшебная таблетка существует, и всегда помогает тем, кто её начинает принимать, да ещё и подсаживается на неё?
Приготовились записать название таблетки? Отлично!
Записывайте: "познание себя" или "самопознание".
Это понимание, как я устроен, как у меня внутри все живёт и дышит. Чему я радуюсь, от чего огорчаюсь, что люблю, а от чего аж зубы сводит. Какой у меня характер, от чего я устаю и как восстанавливаюсь. С кем не срабатываюсь, а кому рад в своей команде. Или в чьей команде я рад оказаться.
Много лет посвятив подбору персонала и задавая на переговорах вопросы руководителю: "Каким должен быть человек, которого вы хотите найти?", чаще всего, я получала ответы, касающиеся опыта, образования, пола и возраста будущего кандидата. "А каким он должен быть человеком?" — "Нууу, ответственным, коммуникабельным, не опаздывать…" Это тоже примеры наиболее часто встречающихся ответов. Ответов ни о чем. И ни о ком. Причём так могли говорить и о кандидатах на позицию топ-менеджеров, где от личных качеств и особенностей зависит почти все.
Это беда нашего бизнеса: он безличен, а потому можно позволить себе быть бесчеловечным, не думать, как слова руководителя скажутся на команде, к чему может привести его даже самое прекрасное решение, озвученное не во время или не в тех словах. Я не говорю о том, что нужно всем стать белыми и пушистыми, гладить по голове и ни с кого ничего не спрашивать, надрессировать себя на правильные коммуникации и полагать, что от этого бизнес-показатели пойдут в гору.
Я говорю о знании себя, своих особенностей, потребностей, мотивации, желаний. И не в общих чертах, а в подробных деталях, мелочах, которыми наполнена наша жизнь, но которые мы пропускаем мимо себя. Как, впрочем, сами проходим мимо себя. Полагая, что именно так можно всю жизнь — с начала карьеры и до её окончания быть успешным. Нет, так не получится. Если первые годы работы задача сотрудника — наработать компетенции, подчас забывая о себе и не размышляя о том, что нравится, то после того, как опыт наработан просто необходимо изучать себя как можно детальнее, чтобы увидеть и закрепить свой стиль работы. Даже если руководитель не работает на созданием личного бренда.
Что происходит, когда руководитель лучше узнает себя, своё внутреннее устройство?
Он может точнее собирать себе команду и лучше понимать тех, кто с ним работает. Это, как минимум, делает атмосферу в команде более здоровой, появляется больше безопасности и доверия. Как максимум, команда и компания в целом становится более конкурентоспособной, т. к. люди в команде перестают быть загадками и сюрпризами друг для друга, ставит и достигает более амбициозные цели. И больше зарабатывает в итоге.
У команды повышается шанс стать командой — теми, кто "вместе", а не теми, кто "рядом". Это дорогого стоит.