Ни для кого не секрет, что стандартные должностные инструкции не несут никакой практической пользы для предприятия и самого сотрудника.
Давайте разберёмся, что не так с должностной инструкцией.
Первое, в ней отражено много бессмысленных требований к сотруднику. Второе, в ней много уделяется внимания тому, что ему следует делать, за чем следить, за что он отвечает. Но в ДИ напрочь отсутствуют действительно важные данные для эффективной работы.
Например, в ДИ отсутствует сформулированный результат работы сотрудника, а это значит, что невозможно понять, хорошо сотрудник справляется со своей работой или нет.
Далее, отсутствует система количественной оценки результатов его труда, а значит привязать его зарплату к результатам работы просто невозможно.
И наконец, отсутствуют чётко описанные алгоритмы выполнения работы и получения желаемого результата, а значит, сотрудник выполняет работу, как бог на душу положит.
Поэтому сотрудники используют ДИ только для оправдания своей некачественной работы или лени. Наверняка, вы слышали фразу, "в должностной инструкции этого не написано".
Так же, скорее всего, вы сталкивались с тем, что требуя от сотрудника результат, получали в ответ недоуменный взгляд и отговорку, "но ведь я делал то, что в должностной инструкции написано".
Часто, руководители компаний испытывают возмущение от качества и количества выполняемой работы сотрудниками. А порой, руководители просто разочаровываются в сотрудниках и говорят, что "нормальных людей нет". На самом деле большая часть проблем руководителя решается созданием работающих должностных инструкций.
Для того чтобы ДИ была практически применима, она должна содержать ряд важных пунктов:
- Сформулированный результат деятельности сотрудника на данной должности;
- Система измерения результатов деятельности;
- Пошаговый алгоритм выполнения работы и получения результатов.
Есть ещё несколько важных составляющих должностных инструкций, но если вы просто впишете в должностную инструкцию сформулированный результат работы и систему измерения результатов, а также проясните эти два момента с каждым сотрудником, то эффективность работы большинства подчинённых взлетит до небывалых высот.
Правда, будут и те сотрудники, которые просто от вас сбегут, так как они больше не смогут прикрываться ДИ, ведь в ней теперь будет прописан измеряемый результат, который они должны создавать на своей должности.
После того, как опишите результат деятельности и систему измерения и проясните их с каждым сотрудником, пропишите алгоритмы выполнения работы. Эта задача более трудоёмкая, но она принесёт много положительных улучшений в работе компании. Сотрудники начнут более качественно и быстро выполнять свою работу, вам будет легче вводить новых сотрудников в должность. Так же у вас снизится зависимость от "звёздных" сотрудников.
Важно помнить, что любая работа стремится к так называемому несократимому минимуму. Каждый сотрудник с течением времени начинает отбрасывать все больше важных действий в своей работе, и постепенно многие сотрудники начинают выполнять свою работу все более халтурно. Если у вас в ДИ не будут учтены перечисленные пункты, то компания будет все больше деградировать, а руководитель будет управлять компанией в ручном режиме, испытывая хронический стресс.