Только ленивый сейчас не твердит о том, как важно правильно сформулировать цель, перед тем, как браться за дело. "Не новая тема" можете сказать Вы. Будете правы. И как же часто мы не применяем на практике то, что нам хорошо известно теоретически? А ведь верно обозначенная цель это залог успеха до 50% процентов. Вспомните, бывало ли у вас, когда случайно сказанные слова воплощались точно "как по нотам"?
Вот мой пример. "Не хочу больше работать в индустрии моды", — сказала я. "Но цель не может быть сформулирована через отрицание", — ответили мне партнёры по обучению, — "надо сформулировать, где бы ты хотела работать вместо моды". "Ок, пусть будет в Банке", — наобум выбрала я, по контрасту. И скоро получила предложение выйти в ведущий Банк страны. Вакансия пришла от знакомой, когда я даже не вела активного поиска работы.
Даже если не делаешь ничего для воплощения, наше бессознательное помнит о том, что цель есть и вычисляет нужную информацию из окружающего потока. Бывало ли так, что Вас спросят: "Сколько будет у тебя в гостях человек?" А вы ответите: "Не знаю, может 20, а может и 2" И приходят именно 20. Или именно 2. Формулируйте цель в измеримых критериях. Старый добрый СМАРТ, знаком каждому. Так мы "отправляем во вселенную конкретный заказ", или программируем своё бессознательное на достижение чего-то. Выбирайте приятные Вам термины, суть от этого не меняется.
Сформулированные критерии цели могут позволить Вам узнать своё (то, что надо) среди всего "проплывающего" мимо. Или же просто дать понять, что работа выполнена. Пришло время хвалить, награждать себя и команду за то, что Вы такие "достигаторы". Если принцип SMART вам ещё не знаком или скорее знаком, но подзабылся — быстро повторим. И точно узнаем новое, ведь существует несколько вариантов расшифровки аббревиатуры SMART. С какой версией сталкивались лично Вы?:
Так называемые умные цели (от англ. smart — умный) — это цели, которые удовлетворяют нижеперечисленным требованиям.
S — specific, significant, stretching — конкретная, значительная. Цель должна быть максимально конкретной и ясной. Поставленные вами цели должны быть понятными всем участникам процесса. В постановке целей нет места глобальным и неопределённым подходам. Когда цели конкретны, то они говорят вам и вашему сотруднику о многом: что именно от него ждут; когда; сколько. Конкретика поможет вам легко увидеть отдельные успехи на пути к выполнению конечных целей. И за каждой целью, стоит следующая цель — т.е. "зачем мы это делаем!" Она является дополнительным мотивом (М).
M — measurable, meaningful, motivational — измеримая, значимая, мотивирующая. Цель должна быть измеримой, т.е. в граммах, в минутах, в миллионах, в клиентах, в сантиметрах, по максимальному числу критериев. Причём критерии измерения должны быть не только по конечному результату, но и по промежуточному. Что хорошего в цели, которую нельзя измерить или оценить? Если цель неизмерима, вы никогда не сможете узнать, достигли вы её или нет! А персонал? Они потеряют всякий интерес к работе, если не будут видеть вехи, определяющие их успех. В случае отсутствия соответствующих "измерений" вам будет очень тяжело сохранить должную мотивацию персонала.
A — attainable, agreed upon, achievable, acceptable, action-oriented — достижимая, согласованная, ориентированная на конкретные действия. Необходимо адекватно оценивать ситуацию и понимать, достижима ли цель с точки зрения внешних и внутренних ресурсов, которыми располагаете Вы или организация. Цели должны быть достижимыми как для любого обычного сотрудника и компании целиком. Конечно, наилучшие цели требуют от людей некоторых усилий, но они никогда не запредельны. Да, да: недостижимым целям, как и тем, что находятся ниже обычного профессионального уровня сотрудников, не место в Вашей организации. Чересчур высокие или низкие цели обычно теряют свою значимость, и Вы и работники начинают их попросту игнорировать.
R — realistic, relevant, reasonable, rewarding, results-oriented — реалистичная, уместная, полезная и ориентированная на конкретные результаты. Цель должна быть реалистичной и уместной в данной ситуации, не должна нарушать баланс с другими целями и приоритетами. Определение истинности цели. Действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели? Необходимо удостовериться, что выполнение данной задачи действительно необходимо. Обоснованные (relevant) цели могут стать важным инструментом в миссии вашей компании.
"Завтра в космос" для 80 летнего бывшего библиотекаря — крутая цель, а вот по критерию реалистичности не пройдёт. Вместо: "Хочу роста продаж" описали свою цель на букве M (измеримости) "Хочу выйти на миллион чистой прибыли раз в месяц и удерживать эту позицию пол года." Здорово. Теперь оцените несколько это уместно, обоснованно и реально. Есть ли для этого необходимые R — ресурсы? Если ответ "да", переходим к последней букве (но не последней по значимости)
T — time-based, timely, tangible, trackable — на определённый период, своевременная, отслеживаемая. Срок или точный период выполнения — одна из ГЛАВНЫХ составляющих цели. Она может иметь как фиксированную дату, так и охватывать определённый период. Цели как поезд, должны иметь время отправления, время прибытия и чётко установленную продолжительность движения. Такое временное ограничение помогает сосредоточиться на достижении цели в установленный срок или даже раньше. Цели, не имеющие крайних сроков или временного графика, уязвимы для повседневных кризисов.
Моя любимая буква — M измеримость. Сторонники теории визуализации рекомендуют представлять себе результат с дотошной точностью. Если хотите машину, например, то какого она цвета, из какого материала ручки, как пахнет а салоне, как рычит мотор.
Вот Вам ещё одна счастливая история моей коллеги, о постановке цели на приобретение своей квартиры в Москве. На тренинге по целеполагаю, наряду с другими заданиями она составляла коллаж из своих задач, вырезала картинки из журналов. (Кому интересно, могу описать подробнее метод. Его возможно самостоятельно выполнить дома, без группы и тренера. И никакой эзотерики) Как вы понимаете, время на обучении ограниченно, журналы из которых выбирают картинки, тоже ограничены, да и цели у всех +\- схожи, все ищут одни и те же образы. В общем, вырезала она фотографию многоквартирного дома, какая попалась, шлёпнула в коллаж и забыла. Висел коллаж где-то дома, примелькался скоро, и никакого внимания к себе не привлекал. А вот дальше я помню её удивление и восторг. Чуть больше, чем через год она подписывает документы на приобретение жилья. И понимает, что выбрала квартиру именно в доме такого типа, нестандартно расположенную углом в торце здания. Именно это было изображено на случайно выбранной вырезке из журнала: фото с необычного ракурса на угол дома и архитектура здания не традиционно прямоугольная. Совпало, хотя её голова ничего не помнила о коллаже и нестандартном доме. Конечно же, она усердно зарабатывала всё это время на приобретение своего жилья. И только хорошая формулировка цели не подкинет вам квартиры. Ну, скорее всего. Зато настроит ваши фильтры восприятия на вычисление полезной информации. И будет подзуживать Вас: "Делай!"
Даже если ваша цель, например, духовное развитие, найдите в чём его можно измерять. В прочитанных книгах, в пройденных семинарах, в найденных гуру по каким-то параметрам. Поставьте себе сроки.
Я бизнес-тренер с 10 летним опытом. Также давно я веду частную практику в коучинге, т.е. индивидуально работаю с клиентам на достижение их результатов. Повторюсь, что весь мой опыт "кричит" сформулированная цель — это уже почти половина пути к ней.
И напоследок:
Алиса: "Дорогой, Чеширский котик, скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?"
Чеширский кот: "А… Куда ты хочешь попасть?"
Алиса: "А мне всё равно, только бы попасть куда-нибудь".
Чеширский кот: "У… Тогда всё равно куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадёшь".
Если вы, как Алиса, не знаете куда хотите прийти, но уже не готовы сидеть на месте — идите к "чеширским котам", обращайтесь к профессионалам. Самые влиятельные люди мира стали такими не потому, что были сами специалистами во всём сразу, а потому что умели находить и строить взаимодействия с теми, кто лучше них разбирается в разных вопросах. И ещё они не теряли время .
Удачи на Вашем пути к цели.