Написал предыдущий блог по поводу выбора тренинг-центра (или тренера-фрилансера),и понял, что ещё не всё сказал по поводу реальных возможностей для предпринимателей и руководителей по "подъёму" своих компаний в сегодняшнее и, увы, обозримое завтрашнее непростое для России время. Для тех, кто борется за свой бизнес и свои компании (не осуждая, конечно, тех, кто их "сливает": продаёт, банкротит, просто закрывает). Пишу в своей извечной надежде, что это кому-нибудь будет нужно: прохожу сам вместе со страной уже 4-й кризис, помогаю уже 20-лет это успешно делать другим компаниям, — словом, есть хороший опыт и хорошее понимание в эффективном антикризисном управлении.
- Нужно понимать главные принципы антикризисного управления компанией:
- Кризисы сами по себе, как насморк, не проходят: ни те, которые возникли в компании из-за её внутренних проблем, ни тем более те, которые вызваны внешними причинами (а чаще всего совпадают по времени и первые и вторые, давая отрицательные синергетический эффект).
- В кризис нужно действовать по принципу: чем сложнее ситуация — тем энергичнее, разумнее, изобретательнее нужно действовать, применять всё новые и новые ходы (читайте — лекарства!) до стабилизации положения с продажами, далее — для их роста.
- Для преодоления кризиса нет одной "волшебной таблетки": приходится применять первоначально комплекс очень быстрых, затем — среднесрочных, и затем — перспективных мероприятий.
- Преодоление кризиса редко возможно методом "самолечения": нужны специалисты — антикризисники в виде бизнес-консультантов по данной отрасли (чаще всего они и тренеры в сфере работы подопечной компании, за ними стоят и другие специалисты их консалтингово-тренинговых компаний, другие компании-партнёры, соисполнители услуг).
- Правильное антикризисное управление должно энергично, грамотно и эффективно решать срочные вопросы — преодоление спада продаж. среднесрочные — обеспечение роста продаж, перспективные — обновление и развитие компании.
- Если собственник компании (или руководитель) понял, что своими силами решить проблему преодоления кризиса невозможно, то нужно побыстрее начать выбирать в помощь компанию, которая имеет квалификацию, ресурсы, опыт в подобной работе (хотя и возможен при определённых условиях и консультант — фрилансер, но…), понимая, что антикризисная Программа будет скорее всего включать такие мероприятия, как:
- Интенсивное обучение коммерческого и руководящего персонала, возможно — и тех, кто занимается вопросами финансов, управления персоналом, логистикой и др.
- Изменения системы продаж компании.
- Повышение эффективности маркетинга и рекламы компании, её PR-работы.
- Оптимизации бизнес-процессов и снижения ряда издержек.
- Работа с кредиторами и дебиторами.
- Работа с ассортиментом (в том числе и производственным).
- Привлечение дополнительных финансовых и иных ресурсов.
- А если компания ещё и производственная, то:
- Нередко приходится искать и находить новые продуктовые идеи и их вопрошать в новую продукцию.
- Нередко во всех ситуациях необходимо решать сложные вопросы оптимизации персонала (кого — то сокращать, а кого-то наоборот — искать и встраивать в работу), вопросы управления активами компании, и многие другие (в том числе и хозяйственно-правовые, вопросы с банками-кредиторами и др.).
- Прежде чем с консультационной компанией (или консультантом — фрилансером?) заключать договор на оказание услуг, нужно:
- Дать руководителю компании — возможному соисполнителю антикризисной программы (или фрилансеру) время, чтобы познакомиться с руководством Вашей компании, её работой и положением дел, её рынком работы (на это нередко уходит 5–10 дней).
- Предложить составить проект антикризисной программы (АП).
- Дать возможность разработанный проект АП защитить.
- После выбора компании — соисполнителя (или фрилансера), её должно быть вменено:
- Составить рабочий вариант АП и представить её на утверждение.
- Составить проект Технического Задания (ТЗ) на выполнение работ (на основании утверждённой АП).
- Составить проект договора на оказание услуг.
Всего этого бояться не следует, к этому приходится подходить спокойно и хладнокровно: это, как говориться, наша предпринимательская жизнь — преодолевать кризисы, развиваться!
Да и стоимость работ, о которых написал выше, не космическая, она чаще всего рассчитывается на основании метода "трудозатрат": прозрачная и объясняемая, подъёмная для всякой компании.