Конкуренция — явление, встречающееся в современном мире чрезвычайно часто. Она пронизывает все слои общества, и все направления деятельности человека. Бизнес, учёба, искусство — пожалуй, трудно будет найти сферу деятельности, исключающую элементы конкурентной борьбы.
Но что такое конкуренция? На сколько она важна? Что отличает выигрышное поведение от проигрышного? Почему мы иногда с радостью принимаем вызов, но потом быстро сдаёмся? Можем ли мы вообще стать более конкурентоспособными?
Этими вопросам задался По Бронсон и по результатам своих исследований написал книгу "Царь горы: пробивной характер и психология конкуренции", в которой подверг тщательному анализу, что стоит за каждой победой или поражением — будь то золотая олимпийская медаль или хороший результат на экзамене.
Вот некоторые наиболее интересные замечания автора:
- Зачем нужна конкуренция?
"Конкуренция заставляет мир вертеться. Она движущий фактор эволюции. Конкуренция стимулирует инновации и управляет мировыми рынками. Благодаря ей у нас есть средства к существованию".
- Главное преимущество конкуренции:
"Не победа, а повышение эффективности. Конкуренция высвобождает скрытые резервы и помогает прилагать больше усилий. Участники конкурентной борьбы находят в себе дополнительные силы. А при правильном подходе это происходит даже в тех случаях, когда не удаётся победить. Это самосовершенствует".
- Правило 10 000 часов не сработает:
Правило 10 000 часов гласит: Чтоб добиться успеха в определённой области деятельности, необходимо потратить 10 тысяч часов на такую деятельность! "В реальной же жизни человеку придётся "танцевать" против равных ему специалистов, которые, как и он, практиковались годами. Побеждает не тот, у кого больше опыта. Победителем становится человек, умеющий лучше состязаться, — тот, кто сохраняет присутствие духа, когда играет оркестр, сверкают огни и наблюдают судьи".
Виды конкуренции
Автор предлагает различать два вида конкуренции: адаптивная и неадаптивная.
Адаптивная конкуренция подразумевает выбор человеком определённой области, в которой он достаточно силён (компетентен), затем выбор достойного соперника, приблизительно равного по силам (т.к. конкурировать со слишком слабым не интересно, а со слишком сильным — бесполезно). При этом желательно, чтобы соперников было немного, иначе возникает т.н. "N-эффект": если соперников слишком много, то пропадает желание конкурировать в принципе. Такой подход позволяет получить от конкуренции максимальную пользу как отдельным её участникам, так и обществу в целом.
Второй же вид конкуренции менее конструктивен — неадаптивная конкуренция это стремление конкурировать со всеми подряд, причём, что называется, на ровном месте. При этом в качестве целей могут быть избраны совершенно любые, даже совершенно не относящиеся к области интересов и знаний индивида, а в качестве соперников — как слишком слабые, так и заведомо значительно более сильнее. Таким образом, неадаптивная конкуренция редко приносит какой-либо позитивный результат и в целом, носит скорее разрушительный характер.
Гендерные особенности
Что касается гендерных различий в конкурентной борьбе, то главное отличие между мужчинами и женщинами в том, что мужчины в большей степени слоны к необдуманному риску. Они "принимают вызов" и начинают активно соперничать, даже тогда, когда их шансы на успех ничтожно малы. Женщины же ввязываются в конкурентную борьбу только когда полностью уверены в победе, а в остальных случаях предпочитают избегать прямого соперничества.