Мы с величайшей благодарностью помним о героизме миллионов советских воинов в период Великой Отечественной войны, но редко задумываемся о том, что на поле боя решающую роль всегда играют всё-таки личные качества, знания, умения и опыт, конкретные действия их командиров.
Об этом говорит и история побед и неудач в локальных войнах современности, и боевая история России со времён XVIII века. Ведь иногда вопреки самым сложным обстоятельствам им, командирам и полководцам, удавалось добиваться победы, да ещё и "малой кровью". И наоборот… Такая "диалектика" войны. А что же бизнес? Насколько он чувствителен в сложных для компаний ситуациях к " факторам личности" их командиров?
Мой личный опыт предпринимательства с 1992 года, наблюдения за многими сотнями компаний "по долгу службу" бизнес-тренером и бизнес-консультантом показывают: зависимость глубины успеха и неуспеха — очень и очень сильная. Ведь кроме новых сложных внешних обстоятельств, которые подкидывает бизнесу кризис, обостряются (как и в организме человека) внутренние хронические проблемы компании, которые по ряду причин ранее не решались или решались плохо: могут нарастать конфликты между собственниками (которые до этого тлели с редкими вспышками, которые они сами же и гасили), могут до хаоса нарастать неурегулированность и неопимизированность в бизнес-процессах, что раньше воспринималось как "творческий и демократичный беспорядок", обязательно разрастаются внутрифирменные конфликты различных уровней и направлений, начнёт падать "боевой дух" персонала и активизируются диструктивные личности.
А при всём этом руководителю в кризис нужно очень быстро найти новые драйверы роста продаж, отсечь затратные и сегодня мало перспективные ранее намеченные проекты развития и решиться на новые "с быстрой отдачей", существенно сократить издержки компании (в том числе и через снижение затрат на персонал), повысить её управляемость вплоть до "ручного режима управления ", словом, нужно сделать много того, что должно принести компании победу с кризисом: сохранить компанию и её доброе имя, сделать компанию "защитником" основного персонала компании от стрессов кризиса, в чём-то поддержать своих клиентов. А возможно — и придать импульсы развития, если этот потенциал содержит в себе ситуация на рынке работы компании. Самыми важными качествами (как принято говорить — из "лидерского набора ") в условиях кризиса являются, на мой взгляд, хладнокровие и спокойствие, которые позволяют вселять уверенность в персонал, спокойно (но быстро!) думать и аналитически рассуждать, принимать взвешенные решения. На второе место я бы поставил уверенность в себе и в свой коллектив, в ближайших помощниках, в обязательной победе над кризисом: такая уверенность придаёт спокойствие, душевные и физические силы, столь необходимые сегодня в "антикризисном марафоне" года так до 2017, как предрекают известные экономисты.
В Топ-5 я бы включил на третью позицию управленческую культуру, которая базируется на общечеловеческой культуре и на совершенном владении всем основным многообразием управленческих технологий и инструментов. Их осваивать приходится всю жизнь (а я это делаю сам эдак с 1979 года по сей день), но сегодня это нужно делать "быстро-быстро", как говорил когда-то мой ротный старшина. Далее хочу поставить организаторские навыки, поскольку "в бою с кризисом" нужно как никогда уметь сплачивать и вдохновлять людей, налаживать и координировать их работу, поддерживать инициативы и… "приделывать всему намеченному ноги". И на 5 место я бы поставил умение выстраивать партнёрские отношения с другими руководителями и компаниями — совместные усилия и проекты дают новые возможности, особенно важные в условиях кризиса.
Независимо от того, какие качества проявлял руководитель до кризиса, как бы к нему не относился персонал до этого, какие бы он не совершал до этого ошибки, следует помнить: кризис — "момент истины" для руководителя, и нужно резко забыть старое негативное (поведение, привычки, черты характера, сделанные ошибки, лень, нерешительность, медлительность и пр.) и включить новое, продуктивное во время битвы с кризисом. Хорошая новость, как говорят друзья — американцы: всё в наших руках!