Сегодня наиболее перспективная и высоко маржинальная профессиональная сфера — это управление цепочками поставок, которая включает в себя логистику, закупки, склад.
Это понимают даже преступные сообщества во всем мире. Присмотритесь на чём зарабатывают крупные транснациональные криминальные группировки — это нелегальная логистика товаров и услуг, монополию на которые присвоили себе элиты и государства. И именно поэтому несмотря на все риски они занимаются этим. Нелегальные поставки спиртного, табака и тому подобных востребованных людьми товаров приносят огромные суммы. Тривиальными грабежами много не заработаешь.
Если вернуться в область чистого некриминального бизнеса, то какое качество логиста или закупщика может быть наиболее ценимо работодателем?
Возможно, это умение снижать транзакционные издержки по поставкам и хранению товаров на складе. Для того, чтобы научиться снижать эти самые издержки, нужно владеть хотя бы основами финансового анализа. Быть способным выделять различные типы затрат. Уметь строить простые финансовые модели в экселе. Уметь рассчитать размер закупаемого товара, периодичность закупок, строить модели полных издержек хранения товара на складе.
Поясню, о чём речь.
Из чего складываются полные издержки хранения?
Закупив товар по определённой цене, компания не только заморозила деньги в товаре, но ещё и изъяла их из своего оборота. Теперь эти деньги не зарабатывают принятую в компании норму прибыли, например, 15%, а лежат мёртвым грузом. То есть эти 15% от суммы, замороженной в товаре теряется.
Кроме этого, склад тоже нужно обслуживать, кто-то должен его охранять, пересчитывать, переупаковывать, тратится электроэнергия, тепло. А ещё запасы необходимо страховать. А ещё запас продукции подвержен порче и потерям, если хранится слишком долго. А ещё продукция может устаревать и терять в цене.
Этих "а ещё" может очень много. И из них и складываются полные издержки хранения.
Умение точно рассчитать стоимость перезаказа продукции, стоимость хранения, стоимость доставки. Умение выстроить правильную схему логистики — позволит сэкономить серьёзные деньги.
Ведь если доставить слишком мало товара, то появится упущенная прибыль из-за отсутствия товара в продаже. Если заказать слишком много, то получим высокие издержки хранения. Нужно уметь находить тот оптимум, который минимизирует издержки и максимизирует прибыль.
Не помешают тут и навыки линейной оптимизации, позволяющие рассчитать правильные маршруты.
Мне могут возразить: "Нам доставку осуществляет транспортная компания". И уж они-то все полностью просчитали оптимальную логистику. Ответ такой: а как вы поймёте, что это действительно так, если вы не владеете навыком самому рассчитывать полные издержки хранения или альтернативную стоимость денег для вашей компании?
Подытоживая, можно сказать, что в области управления цепочками поставок навыки ведения переговоров с поставщиками и контрагентами уходит на второе место. А главным становится навыки, описанные выше. Поэтому в нашем курсе переговоры занимают почётное второе место, после умения самому рассчитать стоимость.