В книге Роберта Дилтса "Стратегии Гениев" приведён список ключевых составляющих, которые формируют гениальную личность. В этой статье я объединил список Дилтса с тем, что известно мне о гениях на данный момент.
Итак, гениальные люди обладают следующими навыками и способностями
- Хорошо развита способность к визуализации. Разумеется, что они пользуются и другими чувствами, но зрение, очевидно, их основной "навигационный" инструмент. Они находятся в контакте с тем, что происходит вовне. Умеют направлять внимание на внешний мир. Большинство же людей проводить время в своём внутреннем диалоге.
- Создают множественные связи между чувствами. Гениальные личности способны использовать все остальные чувства и образовывать между ними синестезии. Они накладывают чувства друг на друга. Они не просто видят, а могут чувствовать как они видят. Это даёт им возможность смотреть с разных точек зрения и позиций восприятия.
- Использование множества перспектив. Одна из характерных особенностей, общих для многих гениев, заключается в их способности рассматривать конкретное явление или процесс с большего числа перспектив, чем это свойственно обычным людям, а также выявлять такие перспективы, которые ускользают от внимания всех остальных.
- Высокоразвитая способность постоянно переключаться с одной позиции восприятия на другую. Помимо способности принимать различные точки зрения, гении также обладают способностью переходить на различные позиции восприятия, то есть первую (свою), вторую (чужую) и третью (стороннего наблюдателя) позиции.
- Способность свободно перемещаться между разбивками различного масштаба и переходить от одного уровня мышления к другому. Гении обладают способностью легко переходить от широкого взгляда на вещи к более узким составляющим и действиям, необходимым для воссоздания и показа более масштабной картины. Стоит заметить, что они умели работать с мелочами и одновременно не тонули в деталях; могли видеть всю картину целиком, не теряя из виду её мельчайшие компоненты.
- Поддержание обратной связи между абстрактным и конкретным. Гении также способны свободно переходить от абстрактных моделей и начал к конкретному их выражению.
- Уравновешивание мыслительных функций. Гении не только мечтатели. Стоит заметить, что они также обладают способностью и умением воплощать свои мечты в конкретные формы и критически относиться к своим идеям. Способность мыслить критически имеет такое же важное значение для гения, как и способность мечтать. Именно в силу этого мыслям гения обеспечено положение на много ступенек выше среднего уровня. Ключевой момент состоит в том, чтобы не дать Критику полностью подавить мечты.
- Постановка фундаментальных вопросов. Гениям свойственно придавать большее значение вопросам, нежели ответам. Как правило, они не стесняются обсуждать вопросы, но о своих ответах говорить много не любят. Разумеется, наиболее характерной чертой всех гениев будет их неукротимая любознательность и восторженность.
- Употребление метафор и аналогий. Гении постоянно прибегают к метафорам и латеральным или нелинейным стратегиям мышления. И действительно, метафора или аналогия лежит в основе каждого гениального действия.
- Предназначение помимо собственной личности. Всех гениев объединяет то, что они воспринимают свою работу как происходящую из чего-то и служащую чему-то большему, чем они сами. На свете было множество блестящих и одарённых людей, которые не были гениями. Может быть, именно эта связь с чем-то большим и будет тем, что отделяет гениев от тех, кто просто "творчески одарён" или "изобретателен".
- Хорошо формулируют результат. Гении умеют чётко представить и описать то, к чему они стремятся. Формулируя результат, они опускают его на уровень подсознания, которое помогает этот результат получить.
- Действуют, так как если бы это было возможно.
- Связь между сознательным и бессознательным. Гении имеют развитый интерфейс между сознательным и бессознательным. Используют ресурсы бессознательного. Гении не логики, они часто действуют интуитивно.
- Мышление на разных логических уровнях. Решение всегда находится на более высоком логическом уровне и гении умеют переключаться между ними. Они свободно переходят с одной ступени на другую в пирамиде логических уровней.
К этим 14 пунктам добавлю свои выводы:
- Эти навыки или качества относятся не только к гениальным людям, а к широкому кругу успешных личностей. Будь то способный предприниматель или талантливый хирург — он обязательно будет владеть ими.
- Эти способности могут приобретаться и развиваться. Возможно, гениальные люди награждены ими от рождения, а всем остальным приходится учиться.
- Важно знать, что такие способности не развиваются моментально. Они вырабатываются путём тренировок и привыкания к новым стратегиям поведения.