Что такое самопрезентация?
Самопрезентация (с лат. — "самоподача") — это процесс представления человеком собственного образа в социальном мире, характеризующийся намеренностью и направленностью на создание у окружающих определённого впечатления о себе.
Чтобы ваша самопрезентация была успешной, вам нужно овладеть тремя навыками:
- расскажите о себе коротко, но содержательно;
- говорить о том, что важно для слушателей;
- завоевать внимание и доверие людей.
Первое впечатление, которое вы производите на своих собеседников, часто определяет успех дальнейших отношений.
Есть основные виды самопрезентация
Самопрезентация может быть:
- Естественной.
- Искусственной.
Естественный тип мы используем в повседневном общении — на работе, в магазине, в банке. Например, когда вы встречаете нового соседа, вы говорите: "Привет! Меня зовут…, я живу в квартире через дорогу. Помимо слов, люди судят о нашем имидже по мимике, жестам и даже стилю одежды. Естественная самопрезентация не всегда контролируется сознанием. Поэтому первое впечатление часто портит то, что мы говорили недовольным тоном или хмурились.
Искусственная самопрезентация, чтобы правильно представить себя людям, используется. Например, приветствие ведущего на семинаре менеджеров: "Здравствуйте! Меня зовут Анна Соколова. Как и вы, я журналист, занимающийся исследованием нашего города". Такая самопрезентация предполагает определённую подготовку — продуманный речевой текст, ровный голос, выразительные жесты.
Так же есть и другие виды презентации
Подстраиваться под окружение. Эта техника сложна, но проста в реализации. Для этого человеку необходимо знать все о своих сверстниках или группе, с которой он хочет взаимодействовать, в том числе: темы разговора, интересы, увлечения и манеры поведения. Затем они приспосабливаются к ним, и их страсть состоит в том, чтобы присоединиться к группе.
Стать лидером. Для выполнения этой техники спортсмену требуется больше силы, чем для предыдущей техники. Здесь важно быть уверенным в себе, хорошо знать предмет рассказа и привлекать внимание людей, мотивировать и направлять их. Человек должен говорить чётко и внятно, уметь "продать" свои идеи и мысли, заинтересовать слушателей и направить их к действию.
С видами мы выяснили, но как начать правильно самопрезентацию? Что нужно сделать, чтобы понравиться слушателям?
Мы инстинктивно принимаем незнакомцев с подозрением. Чтобы завоевать доверие, вы должны стать "своим", то есть выглядеть в соответствии с ожиданиями ваших будущих собеседников.
Задайте себе три вопроса:
- "Сколько лет моим слушателям?" ";
- Чем они занимаются? ";
- "Соответствует ли мой образ теме предстоящего разговора?"
Представив интересы своей аудитории, вы легко подберёте внешние элементы образа: одежду, причёску, аксессуары. Они представляют 60% первых впечатлений.
Начнём с внешнего вида.
Одежда
Классический костюм считается идеальным вариантом для деловой встречи. Придаёт уверенности в себе, создаёт впечатление авторитета. Для молодой или творческой аудитории подойдёт менее формальный образ. Например, не рубашка с галстуком, а простая рубашка или свитшот.
Три совета помогут создать правильный образ для самопрезентации:
- выберите цвета и фасоны, которые вам больше всего подходят;
- наденьте то, что не будет мешать вам двигаться;
- постарайтесь соответствовать стилю ваших слушателей.
Девушек лучше всего воспринимают, когда одета привлекательно, но не слишком откровенно. Дополните свой костюм элегантными аксессуарами: шарфом, серьгами, туфлями на высоком каблуке, часами.
Благоприятное впечатление всегда производят чистая и тщательно выглаженная одежда, аккуратная причёска, ухоженные руки и свежее дыхание.
Не стоит так же забывать про осанку и мимику.
Уверенная манера поведения создаёт у аудитории ощущение, что вы компетентный человек, хорошо знающий предмет. Если вы должны говорить стоя, держите спину прямо на протяжении всей речи. Если вам нужно поговорить сидя, не откидывайтесь на спинку стула. Встаньте прямо, не скрещивая ноги. Положите кисти на стол. Эта поза покажет собеседникам ваше спокойствие и внутреннюю силу. Начните говорить с естественной улыбкой. Если речь предназначена для европейских или американских слушателей, широко улыбнитесь. На Западе это ассоциируется с полным успехом. Для русских слушателей более уместна полуулыбка со слегка приподнятыми уголками рта.
Исследования показывают, что 72% людей доверяют людям, которые кажутся дружелюбными и часто улыбаются.
Текст для выступления
Любая презентация, будь то интервью или онлайн-конференция, требует тщательного рассмотрения. Составьте краткий план своего выступления. Включите основную информацию о себе:
- Образование;
- Профессиональный опыт;
- Достижения;
- Важные цели, которые вы поставили перед собой.
Имейте в виду, что люди не просто интересуются вашей личностью — они хотят знать, какую пользу они получат от знакомства с вами. Просто представиться, будет недостаточно. Вам нужно сразу показать преимущества, которые отличают вас от других. Расскажите о ваших достижениях в профессии.
Известный оратор Радислав Гандапас советует не делать письменных зарисовок. Вместо этого произнесите свою речь вслух несколько раз. Следите за временем — история не должна занимать более 30 секунд.
Как вызвать любопытство публики
Недостаточно очаровать людей эффектным вступлением. Восприятие постепенно притупляется и смысл ваших слов начинает ускользать от собеседников. Риторические приёмы помогают поддерживать интерес к разговору:
- Переключение. Приведя некоторые аргументы, подкрепите их фактами — интересными историями, примерами из жизни;
- Взаимодействие. Задавайте аудитории вопросы по теме разговора;
- Чередование. Переходите от истории к слайд-шоу, видео или реквизиту.
Если использовать эти приёмы каждые три минуты, любопытство аудитории не угаснет до конца выступления.
И последнее как стоит и не стоит говорить во время самопрезентации.
И начнём как нужно:
Выбросьте из своей речи весь словесный мусор и лишние слова.
Обычно они заполняют паузы, чтобы не потерять нить разговора. Привычка "ну" и "ну", "так", "на самом деле" может быть настолько сильной, что отказ от неё лишит вас уверенности. Не сдавайся.
Говорите чётко и громко.
Если слушатель перестанет понимать вашу речь, он потеряет интерес к изложению и будет до самого конца витать в облаках, изредка кивая головой. Это провал. Ваша речь должна излучать уверенность в себе. Для этого вы должны верить в то, что говорите. Поэтому не рекомендуется чрезмерно украшать факты, вуалируя их ложью.
Избавьтесь от лишних жестов.
Вы не ярый итальянец, чьи жесты являются такой же важной частью общения, как и сама речь. Излишняя жестикуляция или слишком живая мимика вызывают усталость у зрителей. Используйте жесты только тогда, когда вам нужно подчеркнуть сказанное.
Покажите своё любопытство.
Важно убедить аудиторию в том, что ваше нынешнее место в жизни не является пределом. У вас есть ещё много целей, которых вы хотите достичь. Есть десятки способов расти и развиваться дальше. Вы не готовы останавливаться на достигнутом. Энергичные люди заражают своим энтузиазмом весь коллектив, поэтому работодатели высоко ценят таких сотрудников.
Не игнорируйте вопросы, которые задаёт ваша аудитория.
Возможно, кому-то понадобилось объяснение или даже ваш рассказ был прерван. Мы должны остановиться, удовлетворить любопытство вопрошающего и продолжить. Так вы покажете, что вас не так легко запутать и что вы не боитесь сказать "без бумажной волокиты".
Смотрите прямо в глаза зрителям.
Это правило легко реализовать, если кто-то сидит перед вами. Когда слушателей много, выберите одного, на котором нужно сосредоточиться. Зрительный контакт создаст благоприятную атмосферу. Если вы блуждаете глазами по потолку, смотрите на оригинальный узор на шторах или считаете папки за спиной одного из слушателей, ваше выступление не произведёт должного эффекта. Вы не цитируете стихотворение на уроке литературы. Когда человек не может сфокусировать взгляд на аудитории, он как бы говорит заученные вещи и его очень легко отвлечь от монолога.
Теперь о распространённых ошибках в самопрезентации
Перечислим ошибки, которые сразу портят впечатление:
- Неуверенная речь;
- Нервный кашель;
- Слишком громкий или тихий голос, отсутствие пауз — все это создаёт ощущение некомпетентности;
- Блуждающий взгляд. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как желание скрыть правду;
- Невербальные сигналы. Скрещённые руки, опущенный подбородок, чрезмерная жестикуляция указывают на страх, недостаток знаний или опыта;
- Ложная информация. Если выяснится, что кто-то приукрашивает факты или не владеет нужной информацией, доверие к нему сразу пропадает;
- Пренебрежение интересами аудитории.
Аудитория теряет интерес к спикеру, который говорит только о себе и не знает потребностей своей аудитории.
Хотели бы вы избежать этих ошибок и изучить больше техник самопрезентации? Тогда мы смело зовём вас к нам на обучение в уч. "Коммерсант" на курс "Гений риторики" Опытные преподаватели научат вас быстро находить общий язык с любой аудиторией, говоря смело, эмоционально и убедительно.