Всем руководителям приходится принимать решения. Решения эти принимаются на основе того, что обычно называют вИдением руководителей. Оно — не более, чем модель будущего, которую руководители сознательно или бессознательно для себя строят. Эта модель существует во времени. А время — во многом загадочная субстанция, которая способна подбросить руководителю не один пакостный сюрприз.
Я продолжаю небольшой цикл статей-кейсов, показывающих, как парадоксы времени и его восприятия могут влиять на те решения, которые вы принимаете и от которого зависит судьба вашего подразделения или предприятия.
В первой статье я описывал какие ошибки могут быть совершены от непонимания того, что время является одним их факторов анализа при принятии решений.
Основой для второй статьи цикла послужил анекдотичный кейс, который был рассказан участником (руководителем службы продаж) одного из наших Workshop`ов.
Этот кейс вызвал гомерический хохот всех присутствующих, включая меня. Однако, вспоминая этот кейс, я никак не мог отделаться от ощущения, что его смысл гораздо глубже, чем может показаться на первый или даже второй взгляд. Готовя цикл статей о влиянии восприятия времени на бизнес-решения, я вернулся к этому кейсу и наконец-то не только его проанализировал, но даже нарисовал по нему небольшой комикс.
Кейс номер два: как за виртуальную сделку получить реальную премию
Этот случай меня в своё время искренне восхитил. Я даже не поленился и нарисовал короткий комикс по его мотивам. Посмотрите его, пожалуйста (он, кстати, при клике по картинке раскрывается в исходном размере). А потом я прокомментирую, какие явления стоят за этим случаем простого, но эффективного мошенничества.
Почему удалась эта простенькая афера? Потому, что мы привыкли "нарезать" время на кусочки. Эти кусочки называются секундами, часами, днями, неделями, месяцами, кварталами и так далее. У этих кусочков имеются чёткие границы. 23 часа 59 минут — это ещё сегодня. А через минуту будет новый день — "завтра". Нам удобна эта "нарезка". Она даёт нам массу возможностей. Но порой она нас подводит.
На самом деле время непрерывно. Нет никаких границ между сегодня и завтра. Точнее, мы их придумали, пользуемся ими. И начинаем в них верить. Забывая, что это всего лишь наша выдумка.
Забавная афера продажника основана именно на абсолютизации этих несуществующих границ. Год завершён. Он не просто завершён, он документально "закрыт". И всем кажется, что началась новая жизнь. И формально завершённые процессы из прошлого года не действуют в новом году. Это иллюзия, и она создаёт разрыв в восприятии времени. Нам кажется, что все осталось в прошлом. Но это прошлое на нас может подействовать.
Продажник получил реальные деньги. За что? За то, что он отгрузил товар в конце декабря. И ему полагается премия за перевыполнение плана. Всё честно!
А деньги за товар? Они должны были прийти позже. Ведь гипермаркет работает с отсрочкой платежа. Значит деньги — это вопрос уже следующего года. Происходит разрыв времени. Причина отделяется от следствия. И появляется возможность безнаказанно "нагреть" собственную компанию.