Что нужно сделать, чтобы сотрудники были довольны и продуктивны? Этот фундаментальный вопрос мы задавали в ходе исследования, проводимого совместно с HBR прошлой осенью. Более 19 000 человек, занимающие самые разные должности в компаниях в широком спектре отраслей промышленности, ответили на этот вопрос.
Мы узнали, что люди чувствуют себя лучше, продуктивнее и спокойнее, когда удовлетворяются четыре основные потребности: потребность в восстановлении (физическая сторона), ценности (эмоциональная), концентрации (ментальная), предназначении (духовное). Разумеется, это не такая уж поразительная новость. Разве есть сомнения в том, что когда мы чувствуем себя более энергичными, уважаемыми, сосредоточенными и целеустремлёнными, то мы лучше работаем? Подумайте сами. Возможность отдохнуть и восстановить силы во время работы служит своего рода антидотом растущей переутомляемости, которую многие из нас чувствуют в эпоху неуклонно растущих требований и вызовов. Чувство собственной значимости и ценности укрепляет доверие и ощущение безопасности на работе, и нам не нужно тратить время на то, чтобы отстаивать собственную ценность в глазах начальства и коллег — более того, мы можем сами её создавать. В мире, где внимание постоянно рассеивается, концентрация позволяет сделать больше качественной работы в меньшие сроки. И, в конце концов, высокая цель дарит нам уверенность в том, что мы занимаемся действительно стоящим делом, служим чему-то большему, а не сиюминутному интересу — это, конечно, сам по себе мощный стимул.
Поразительно, как быстро возрастает производительность, как только удовлетворяются эти потребности. Было бы статистически значимо, если удовлетворение какой-либо потребности коррелировало бы с ростом даже одного или двух процентных пунктов одного из факторов производительности, например, с вовлеченностью или удержанием сотрудника в компании. Но мы обнаружили, что удовлетворение уже одной из четырёх нужд имеет серьёзное влияние на каждый из изученных нами факторов производительности.
Когда сотрудники компании видят, что удовлетворена любая из четырёх выше обозначенных потребностей, они сообщают о повышении сосредоточенности на 30% и повышении вовлеченности на 50%, а вероятность того, что они продолжат работу в компании, повышается аж на 63%!
Ещё интереснее кумулятивный положительный эффект: он возрастает с удовлетворением каждой дополнительной потребности. Если все четыре нужды удовлетворены, то эффект вовлеченности возрастает от 50% (при удовлетворении одной потребности) до 125%. Вовлеченность, в свою очередь, позитивно коррелирует с доходами индивидуума (да и фирма от этого выигрывает). В метаанализе 263 исследований по 192 компаниям выяснилось, что работодатели с самыми вовлечёнными сотрудниками имеют на 22% больше прибыли, чем те, чьи сотрудники были наименее заинтересованы в общем успехе.
Интересно, что удовлетворение трёх потребностей даёт для большинства факторов производительности почти такой же эффект, как удовлетворение всех четырёх. Исключение составляет уровень стресса, о котором сообщают сотрудники: удовлетворение одной потребности приводит к уменьшению стресса на 6%, но если компания заботится о трёх потребностях, то уровень стресса падает на 30%, а если обо всех четырёх — на 72%.
Думаю, ясно, что я хочу сказать этими цифрами. Никто из нас не может жить хлебом единым. Мы работаем лучше, когда весь спектр наших потребностей учитывается. Вместо того чтобы пытаться выжать как можно больше из своих сотрудников, компаниям лучше бы постоянно инвестировать ресурсы в максимальное удовлетворение их нужд, чтобы члены коллектива чувствовали себя более "заряженными" и свободными — тут-то они и выложатся по максимуму.
С практической точки зрения совершенно не требуется много усилий или затрат, чтобы решать эти проблемы одну за другой, добиваясь тем самым значительного улучшения общей картины. Рассмотрим основной фактор производительности — восстановление сил и его влияние на возможности людей. Лишь 20% респондентов сообщили, что руководители предлагают им делать в течение дня перерывы для отдыха, и все они подсчитали, что успевают в среднем на 50% больше. Итог: в два раза возросло их желание остаться в компании, и в целом они почувствовали себя в два раза здоровее. Для того чтобы поощрять отдых и восстановление членов коллектива, не требуется финансовых вложений. Все, что нужно, — это желание самих руководителей отказаться от устаревшей идеи, будто производительность измеряется количеством рабочих часов, затрачиваемых сотрудниками, и желательно, чем больше — тем, как им кажется, лучше. Что, как было показано выше, ошибочно.
Материал подготовлен при участии Кристин Порат, доцента Бизнес-школы имени МакДоноу при Университете Джорджтауна.