Психология бизнеса — это направление психологии, которое возникло в связи с запросом малого и среднего бизнеса и является реакцией на многочисленные проблемы, стоящие перед предпринимателями. Особенно перед теми, кто стоит в начале своего пути.
Психология бизнеса — наука не менее важная, чем маркетинг, продажи или финансы. Это современное направление сформировалось на стыке многих дисциплин, но прежде всего таких, как психология, экономика и финансы. Целью данной науки стало повышение эффективности управления персоналом.
Бизнес-психология требует участия не столько профессиональных психологов, сколько специалистов-предпринимателей, которые смогли разобраться в проблематике отношений с персоналом, поставщиками, клиентами.
На сегодняшний день, во времена перемен активно растёт востребованность тех направлений психологической работы, которые связаны с психологическим сопровождением персонала в любой компании. В том числе и в деятельности различных бизнес-структур.
Бизнес-психолог — специалист, который не претендует на то, на что может претендовать кто-то из персонала или из партнёров по бизнесу. Именно поэтому ему легко изучить всю ситуацию со стороны, так как он владеет всеми ключевыми инструментами управления и знает, на какой позиции и какие люди нужны.
Известные уже многим выражения "бизнес — это люди" и "бизнес — это психология" звучат как основная мысль, которая принимается многими представителями российского бизнеса.
Чаще всего руководители верхнего уровня или владельцы бизнеса понимают, что для повышения эффективности работы их компании необходимы консультанты по управлению и специалисты-психологи. Но сами же эти руководители, и в особенности HR-специалисты, предпочитают об этом умалчивать. Первым стыдно, они же раньше сами справлялись. А вторые опасаются за своё место. Хотя это в корне неверно.
Внешний специалист, который владеет не только навыками психологии, но и инструментами управления, достаточно быстро может исправить ситуацию и улучшить финансовые результаты компании.
Такие специалисты, возможно не самые "дешёвые", хорошо понимают особенности современного бизнеса и роль человеческого фактора в достижении поставленных целей. Эти узконаправленные или нишевые эксперты, преданные своему делу и работающие на благо бизнеса, способны направить активность руководителей и персонала на преодоление трудностей, повышение конкурентоспособности и развитие организации в целом.
Очень важно отметить, что в нашей культуре до сих пор не сложилось однозначности в профессиях, относящихся к бизнесу. Это связано с подменой понятий. Например, чаще всего термины "предприниматель" и "бизнесмен" употребляются как синонимы. Но в любом случае работа бизнес-психолога направлена на деятельность, связанную с получением прибыли, что и составляет суть любого бизнеса.
Независимо от того, имеете ли вы сейчас в штате бизнес-психолога или у вас появилось намерение привлечь такого специалиста, важно обратить внимание на те навыки, которыми должен обладать этот специалист.
Важные навыки бизнес-психолога или специалиста по управлению
- Знание основных подходов к анализу бизнеса как к социальной среде, в которой есть люди.
- Умение выделять психологические особенности личности владельца бизнеса. Так как это фундамент, на котором будет выстраиваться стратегия бизнеса и от которого зависят руководители направлений.
- Умение анализировать механизмы развития личности в бизнесе и способы психологического воздействия на потребительское поведение.
Бизнес-психолог должен:
- Владеть методами диагностики личностных особенностей персонала.
- Распознавать карьерную стратегию каждого в команде и предлагать наиболее быстрые способы достижения результата.
- Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку участникам бизнеса.
Для "безопасного" привлечения специалиста найдите подходящего именно вам. Для этого дайте ему задачу, с которой не удаётся справиться штатным специалистам. Таким образом, вы сможете на деле убедиться в профпригодности того, кто называет себя таковым.
*Данный материал подготовлен не только на основе многочисленных работ психологов, опубликованных в отечественной и зарубежной печати, но и на моем 17 летнем опыте работы в коммерческих структурах как региональных компаний, так и компаний федерального масштаба.