Документы при продаже основных средств
Для оформления передачи объекта основных средств покупателю составляется Акт приёма-передачи. При этом организация может выбрать, какую форму акта ей использовать — унифицированную, либо самостоятельно разработанную. Типовые формы утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 №7:
- форма № ОС-1 применяется при продаже одного объекта ОС, кроме зданий и сооружений;
- форма № ОС-1а — для зданий и сооружений;
- форма № ОС-1б — при продаже однородных объектов, кроме зданий и сооружений.
Данные для заполнения актов приёма-передачи берутся из технической документации, бухгалтерского учёта. Документы при продаже основных средств составляются на дату перехода права собственности к покупателю (для зданий — на дату передачи объекта), в двух экземплярах.
Если организации вместо типовых утвердила самостоятельно разработанные первичные документы, то они обязательно должны иметь реквизиты, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ.
На основании Акта приёма-передачи информация о выбытии основного средства указывается в инвентарной карточке (книге).
При продаже основного средства в организации приказом руководителя утверждается комиссия для контроля за выбытием ОС. Необходимость её создания указана в пунктах 77–81 Методических указаний (утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 №91н).
Амортизация при продаже основного средства
Первичные документы оформлены, имущество передано покупателю, соответственно и амортизация при продаже основного средства начисляться больше не будет. В п. 22 ПБУ 6/01 указано, что начисление амортизации прекращается со следующего месяца после того, в котором произошло выбытие.
Это правило действует и в том случае, когда право собственности на объект ещё не зарегистрировано в Росреестре, а приёмка-передача недвижимости уже состоялась. Эта же позиция выражена в письме Минфина от 22.03.2011 №07-02-10/20.
Проводки при реализации основных средств
В бухгалтерском учёте для данных операций используются счета 01, субсчёт "Выбытие основных средств", 91 "Прочие доходы/расходы".
На дату перехода права собственности на имущество, а для недвижимости — на дату госрегистрации права собственности на объект, сделаем следующие проводки при реализации основных средств.
- Дебет 01 "Выбытие основных средств" — Кредит 01 — учтена первоначальная стоимость проданного имущества.
- Дебет 02 — Кредит 01 "Выбытие основных средств" — списана начисленная амортизация по ОС.
- Дебет 91–2 "Прочие расходы" — Кредит 01 "Выбытие основных средств" — списана остаточная стоимость объекта ОС.
- Дебет 91–2 "Прочие расходы" — Кредит 10,60,69,70,76 — списаны на прочие расходы упаковочные материалы, транспортные услуги, услуги грузчиков, демонтаж и т.п., необходимые при реализации ОС.
- Дебет 62,76 — Кредит 91–1 "Прочие доходы" — задолженность покупателя за ОС учтена составе прочих доходов.
- Дебет 91–2 "Прочие расходы" — Кредит 68 "Расчёты по НДС" — начислен НДС с выручки.
Продажа списанного основного средства
Нередко получается за списанные с баланса и полностью самортизированные основные средства выручить "копеечку". Поскольку их первоначальная стоимость уже полностью включена в расходы путём начисления амортизации, в учёте продажа списанного основного средства отразится только по кредиту счета 91–1 "Прочие доходы" (п. 7 ПБУ 9/99). Не забудем и про НДС, если ваша организация на общей системе налогообложения.
В процессе подготовки основного средства к продаже в ходе демонтажа ОС у организации могут остаться запасные части или материалы, использование которых возможно в будущем. Пункт. 9 ПБУ 5/01 предписывает оприходовать такие ценности по рыночной цене. Её определяем, как цену, по которой можно продать полученные запасы.
Пример
ООО "Торговый дом "Строитель" 10 сентября 2016 г. списало с учёта погрузчик Komatsu в связи с физическим износом. Его первоначальная стоимость составила 430 000,00 руб. ООО "Сервис-центр" купил погрузчик за 141 600,00 руб. Акт приёма-передачи подписан 01 декабря 2016 г., оплата поступила 10 декабря 2016 г.
В ходе продажной подготовки из погрузчика извлекли запасные части, которые могут быть использованы при ремонте другой техники. Их рыночную цену определили в размере 12 000,00 руб.
Отразить продажу основного средства следует проводками
10 сентября 2016 г.:
- Дебет 01 "Выбытие основных средств" — Кредит 01 — 430 000 руб. — списана первоначальная стоимость погрузчика.
- Дебет 02 — Кредит 01 "Выбытие основных средств" — 430 000 руб. — списана начисленная амортизация погрузчика.
01 декабря 2016 г.:
- Дебет 62 — Кредит 91–1 "Прочие доходы" — 141 600 руб. — отражается выручка от продажи погрузчика.
- Дебет 91–2 — Кредит 68 "Расчёты по НДС" — 21 600 руб. — начислен НДС с выручки.
- Дебет 10 "Запчасти" — Кредит 91–1 "Прочие доходы" — 12 000 руб. — оприходованы запчасти от погрузчика.
10 декабря 2016 г.
- Дебет 51 — Кредит 62 — 141 600 руб. — перечислены денежные средства за проданный погрузчик.
Финансовый результат от продажи основных средств
По сделке нужно определить финансовый результат от продажи основных средств. Для расчёта учитываются:
- доходы от продажи, т.е. выручка за реализованное ОС (в налоговом учёте за вычетом НДС, в бухгалтерском с НДС);
- расходы в виде остаточной стоимости объекта (в том числе НДС в бухгалтерском учёте)
- расходы, связанные с продажей (транспортные услуги, обслуживание и т.д.);
- в налоговом учёте во внереализационные доходы, возможно, придётся включить амортизационную премию. Данное правило установлено абзацем 4 п. 9 ст. 258 НК РФ при соблюдении следующих условий:
- продажа ОС произведена взаимозависимому лицу;
- с даты введения объекта ОС в эксплуатацию прошло менее пяти лет до момента реализации;
- ранее в налоговом учёте в расходы была включена амортизационная премия.
Кроме того, восстановленная амортизационная премия увеличивает остаточную стоимость проданного основного средства (подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Учёт убытка от продажи основного средства
Если сумма расходов превысит величину выручки от продажи амортизируемого имущества, то возникает убыток. Такой убыток по-разному учитывается в налоговом и бухгалтерском учёте.
- В бухгалтерском учёте вся сумма убытка от продажи основных средств единовременно отражается в расходах. Согласно п. 11 ПБУ 10/99 он будет учтён в месяце, когда проведена убыточная сделка.
- В налоговом учёте убыток будет равномерно включаться в прочие расходы на протяжении нескольких месяцев (разница между сроком полезного использования и фактической эксплуатации объекта). Убытки списываем с месяца, следующим за датой выбытия ОС. Такой порядок закреплён в п. 3 ст. 268 НК РФ.
Из-за различий в учёте убытков от продажи основных средств необходимо применить п. 11,14 ПБУ 18/02. В учёте возникает вычитаемая временная разница и соответствующий ей отложенный налоговый актив.
- Дебет 09 — Кредит 68 — отражён отложенный налоговый актив. При отражении в налоговом учёте части убытка от продажи ОС составляется проводка.
- Дебет 68 — Кредит 09 — уменьшение отложенного налогового актива.
Как отразить продажу основного средства в декларации по прибыли
Для отражения финансовых результатов от реализации амортизируемого имущества в декларации по прибыли предусмотрено Приложение №3 к Листу 02.
Смотрите образец заполнения декларации!
НДС при реализации основного средства
Шаг 1. Определяем момент начисления НДС при реализации основного средства.
Используем п. 1 ст. 167 НК РФ. НДС начисляется на раннюю из дат:
- дата получения аванса от покупателя за имущество;
- дата отгрузки товара покупателю.
Шаг 2. Определяем дату отгрузки в зависимости от вида основного средства:
- движимое имущество — дата акта приёма-передачи (форма № ОС-1, ОС-1б);
- при продаже недвижимости — дата передачи имущества новому собственнику по акту ОС-1. Наличие госрегистрации права собственности покупателя не влияет на момент начисления НДС.
Шаг 3. Исчисляем НДС при продаже ОС в зависимости от учёта "входного" НДС на объект основных средств при приобретении:
- Если при оприходовании актива НДС принимался к вычету либо имущество куплено без НДС, то НДС начисляется на всю цену продажи.
- Если "входной" НДС включён в первоначальную стоимость ОС, то НДС при реализации этого основного средства будет рассчитано по формуле: (Продажная цена с НДС — Остаточная стоимость ОС) * 18/118.
В последнем случае при продаже ОС с убытком налоговая база по НДС будет нулевой, и НДС к уплате не возникнет.
Шаг 4. Выставляем счёт-фактуру при продаже основного средства покупателю:
Для примера рассмотрим продажу печи для обжига керамики. Организация-продавец использовала её в операциях, не облагаемых НДС. Поэтому при приобретении печи "входной" НДС учтён на счёте 01 в первоначальной стоимости.
На момент продажи остаточная стоимость печи равна 341 380 руб. По договору продажи цена составила 381 500 руб.
Рассчитаем налоговую базу по НДС: 381 500–341 380 = 40 120 руб.
Начислен НДС: 40 120 *18/118 = 6 120 руб.
Шаг 5. Счёт-фактуру регистрируем в книге продаж и декларации по НДС за текущий квартал.
Продажа основных средств на примере
В октябре 2016 г. ООО "АйТиМодерн" продаёт ООО "Банкир" сервер за 238 950 руб., в том числе НДС 36 450 руб. Первоначальная стоимость сервера 600 000 руб., срок полезного использования 25 месяцев.
На начало октября 2016 г. его остаточная стоимость равна 360 000 руб., срок эксплуатации — 10 месяцев. Расходы на доставку сервера покупателю составили 30 000 руб. без НДС. Отразить продажу основного средства в ООО "АйТиМодерн" следует проводками:
- Дебет 01 "Выбытие ОС" — Кредит 01 — 600 000 руб. — списана первоначальная стоимость сервера
- Дебет 02 — Кредит 01 "Выбытие ОС" — 240 000 руб. — списана начисленная амортизация
- Дебет 62 Кредит 91–1 — 238 950 руб. — отражена выручка от реализации сервера
- Дебет 91–2 — Кредит 68 — 36 450 руб. — начислен НДС
- Дебет 91–2 — Кредит 01 "Выбытие ОС" — 360 000 руб. — списана остаточная стоимость сервера
- Дебет 91–2 — Кредит 60 — 30 000 руб. — списаны расходы на доставку сервера
- Дебет 99 — Кредит 91 — 187 500 руб. — убыток от продажи сервера (238 950 — 36450 — 360 000 — 30 000)
В налоговом учёте в октябре будет отражён доход от продажи в сумме 202 500 руб. Убыток 187 500 руб. в расходы октября не включается, поэтому в бухгалтерском учёте появляется отложенный налоговый актив:
Дебет 09 — Кредит 68 — 37 500 руб. (187 500 * 20%).
Начиная с ноября 2016 г. убыток списывается в расходы в налоговом учёте ежемесячно равными долями. Т.е. в течение 15 месяцев (25–10 мес.) "налоговый" убыток будет списываться в сумме 12 500 руб. за каждый месяц:
Дебет 68 — Кредит 09 — 2500 руб. (12 500 руб. * 20%) ежемесячно.
По реализации сервера бухгалтер ООО "АйТиМодерн" декларацию по налогу на прибыль заполнит следующим образом.