Кто платит, тот и заказывает. "Кто заказчик тренинговой подготовки?" Мы этот вопрос задаём в контексте корпоративной оплаты доподготовки своих сотрудников. В этом случае, кто заказывает (платит), тот может и не получить музыки.
Это требует разъяснения.
Когда человек сам не вынимает из собственного кармана деньги, он неизбывно не будет стараться получить знания. Такова слабая человеческая природа: он платит — ему, плательщику и надо! Ещё преподавая в институте на коммерческой основе, я услышал устойчивый лейтмотив "родители платят — им и надо, мне это незачем". КПД обучения такого человека минимален: денег вкладывается много — результаты ничтожны.
В этом я убедился и в корпоративной версии оплаты, где корпорация оплатила обязательные тренинги по доподготовке. Будучи однажды приглашённым в качестве второго тренера "для изюминки" для крупной корпорации, я был угнётён атмосферой школярства, от которого я считал, что освободился навсегда, полагая, что болезнями гос. институтов корпорации уже точно не забелеют. Увы. Болеют повально. Курсанты в полусне, программа уже изъезженная, но главное в том, что почти каждый из них считает, что этот процесс избыточен, они сами все знают, только потеря времени, но раз корпорация платит, пусть, отдохну хоть. Предприятие платит — человек отбывает номер. Ещё с советских времён переподготовка в институте переподготовки представлялось даже не как обременение, а оскорбление: да я, мол, и так крут, а меня… Но самое интересное другое: даже этот семинар среди менеджеров показывал степень … неподготовленности участников, при этом никто с этими дефектами ничего не делал.
Я больше на корпоративные тренинги, оплачиваемые самими корпорациями, не соглашался, хотя по деньгам всё было очень прилично.
Но этот случай меня привёл к двум вещам:
- Платить должен строго сам человек.
- Программа доподготовки должна на каждом шаге усложняться, а не повторяться.
Понятно, что для этого нужно ломать правила — люди, привыкшие к бесплатному маслу, не станут от него отказываться. Надо ломать. Как — другой вопрос, но ясно, что корпоративные деньги для работника — на ветер. Почему? Он их воспринимает как не свои, которые можно спустить.
Но в этом деле есть и другой важный момент: надо разобраться: кому всё-таки это нужно — доподготовка, наращивание компетенций — предприятию или самому сотруднику?
Да, предприятие нуждается в росте компетенций, но почему оно должно платить? Ведь компетенции становятся собственностью не предприятия, а человека! Он прошёл тренинг и уволился — где остались компетенции — при нём. Тогда почему предприятие должно платить?
Подготовка и подгонка компетенций — личное дело каждого при наличии реестра требований на рынке. Да, корпорация может организовать для себя систему тренингов, но платить должен тот, кто получает компетенции. В конце концов, применяя их, используя их, человек повышает уровень производительности, выводя себя на другой уровень зарплаты.
То есть то, что он получает на тренинге, становится его собственностью. Почему предприятие должно за это платить?
Понятно, что корпорация старается для человека, полагая, как в СССР: если мы заплатим за образование, он нас уважать больше будет. Корпорациям надо помнить, чем закончил СССР: все забыли все бесплатности, социальные пособия. Никакие дармовые коврижки никого ещё не воспитывали. Надо отучать человека учиться на с чужие деньги.
Тренинговая культура начинается с формирования этой части портфолио если в портфолио нет ежегодной профильной доподготовки — это становится подводом для недовольства, а в случае сокращений — увольнения.