Из книги Татьяны Аржаевой "Техники перевода манипуляций и отговорок сотрудников в факторы их роста"
В чëм сейчас признается сотрудник?
- Что не умеет прогнозировать, предвидеть, быть на шаг впереди.
- Не умеет смотреть на вопрос глазами другого человека, видеть его потребности, возможные вопросы, предугадывать его пожелания.
Чего не знает сотрудник?
Что было бы иногда полезно ему и его коллегам, руководителю, чтобы он задумывался о том, что могут спросить, что может потребоваться, что можно прогнозировать, просчитывать следующий шаг и делать уже сегодня. На мой взгляд, сотрудник, который увлечён своей работой, стремится её улучшить и вольно — невольно это делает хотя бы минимально. Сотрудник, который осознает (кто-то когда--то подсказал, научил) необходимость уже сегодня действовать так, как это было бы нужно завтра, так не говорит. Но сколько таких? Обычно работники живут текущим днём и вопрос завтра для них всегда большой сюрприз, хотя он был более чем предсказуем. Например, могли бы предвидеть магазины в небольших посёлках то, что однажды к ним придут федеральные игроки? Конечно! Однако, они об этом не думали, предпочитая жить в иллюзии — "сегодня" будет всегда. Могли они заранее подготовиться, чтобы выиграть в конкурентной войне на новом уровне? Конечно! Могли бы многие компании предвидеть, что однажды в России многие рынки перейдут от стадии дефицита к стадии насыщения и перенасыщения? И что методы работы и развития нужно будет подбирать другие? Могли многие оптовые компании предвидеть, что однажды они станут помехой на пути движения товара от производителя к покупателю и к получению большей прибыли? Да. Так же, как и многое другое. Могут ли маркетологи перейти от вопроса клиентам "что Вы хотите" к вопросу "что Вы будете хотеть через 1 год / 2 / 5 лет?"? Может ли сотрудник, готовя отчёт шефу, предвидеть его возможные вопросы? Да! Так почему бы к ним не подготовиться заранее? Правда, почему? С одной стороны, потому что далеко не все мы умеем смотреть на мир глазами другого человека, а с другой — сотрудникам иногда бывает всë равно, что там спросит или подумает шеф. Неуважение и пренебрежение к руководителю, коллеге у нас в стране — норма. Уважение и проявление уважения в действиях к начальнику у нас что-то постыдное, унизительное. Я сейчас не про подхалимаж и лесть. Нет. Я сейчас именно про уважение, про заботу о шефе, культуру общения с руководителем. В одной компании шеф по 2–3 часа тратит своего времени на то, чтобы разобраться в отчёте отчёте сотрудника. Сотрудник не считает нужным излагать свои мысли так, чтобы они были понятны и легко восприняты шефом. А разве работа шефа заключается в том, чтобы разбирать "мысленные каракули" сотрудника? Таких примеров (поменьше, побольше) масса!
Каковы цели сотрудника, когда он так говорит?
- Сделать так, чтобы больше не было вопросов к нему, скосить "под дурачка".
- Оправдаться.
- Таки понять, что же надо делать, чтобы не было дополнительных вопросов, и работа была принята с первого раза (так думают одарённые сотрудники).
- Научиться предвидеть Ваши вопросы и заранее готовить на них ответы (так мыслят и живут / работают те, кто может стать Вашей правой рукой или человек, любящий свою работу / компанию).
Что же делать руководителю?
- "Василий, что ты можешь сделать для того, чтобы в дальнейшем оказываться в ситуации, когда тебе задают вопрос, который раньше не спрашивали, а у тебя на него уже есть компетентный ответ? Как бы ты мог добиться этого удивительного эффекта??"
- "Елена, как ты думаешь, если бы ты начала заранее предусматривать возможные вопросы, возражения и уточнения и готовить на них ответы и решения, это упростило бы, сделало бы приятней, легче наше с тобой взаимодействие и твою работу с коллегами? Что бы ты могла для этого сделать и как?"
- "Дмитрий, ты хотел бы как можно чаще оказываться в ситуациях, когда тебе не задают дополнительных вопросов, работу принимают чуть ли не с первого раза и тебе не нужно оправдываться? Что для этого нужно сделать?" Этот вопрос отрабатывает сразу 4 цели сотрудника, даже те, о которых он ещё не задумывался.